Краткосрочное и долгосрочное поведение монополии на рынке

    Дисциплина: Юриспруденция
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Краткосрочное и долгосрочное поведение монополии на рынке

    Федеральное агентство по образованию
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
    «Тихоокеанский государственный университет»
    Кафедра экономической теории и национальной экономики
    КУРСОВАЯ РАБОТА
    ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
    ПО ТЕМЕ: КРАТКОСРОЧНОЕ И ДОЛГОСРОЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОНОПОЛИИ НА РЫНКЕ
    Выполнила: студент 2 курса, гр. ЭС-51
    Ишимова Зоя
    Проверила: Меньшикова Е.А.
    Хабаровск 2006
    Содержание
    TOC \\o \"1-2\" \\h \\z \\u
    Введение
    PAGEREF _Toc154390924 \\h
    ГЛАВА 1. Монополия: понятие, виды, ценообразование в монополии.
    PAGEREF _Toc154390925 \\h
    1.1 Причины возникновения монополии.
    PAGEREF _Toc154390926 \\h
    1.2 Понятие монополии как модели рынка, основные черты.
    PAGEREF _Toc154390927 \\h
    1.3 Ценообразование в
    монополии .
    PAGEREF _Toc154390928 \\h
    1.4 Поведение монополии на рынке.
    PAGEREF _Toc154390929 \\h
    ГЛАВА 2. Государственное регулирование монополии.
    PAGEREF _Toc154390930 \\h
    2.1 Ценовая дискриминация.
    PAGEREF _Toc154390931 \\h
    Антимонопольная политика.
    PAGEREF _Toc154390932 \\h
    2.3 Антимонопольная политика в России
    PAGEREF _Toc154390933 \\h
    2.4 Функции антимонопольного органа в России
    PAGEREF _Toc154390934 \\h
    Заключение.
    PAGEREF _Toc154390935 \\h
    Список использованной литературы:
    PAGEREF _Toc154390936 \\h
    Введение
    Монополия – это исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это
    означает, что по своей природе монополия – это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм
    свободной рыночной конкуренции. В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают различные виды монополий: естественные, легальные и искусственные.
    Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение
    и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений: картели и синдикаты. Более сложные формы монополистических объединений
    возникли тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических
    объединений, как трест.
    Монополии, обладая исключительным положением, всюду устраняют конкурентов, разрушая тем самым нормальный рынок, снижают качество продукции, игнорируя достижения НТП, вызывают
    снижение общей эффективности производства.
    Монополия экономики – серьезное препятствие для развития рынка, для которого более характерной является монополистическая конкуренция. Она предполагает смешение монополии и
    конкуренции. Монополистическая конкуренция представляет такую рыночную ситуацию, когда значительное число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.
    Каждое предприятие обладает относительно небольшой долей рынка, поэтому имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. Наличие большого числа предприятий гарантирует, что тайный
    сговор, согласованные действия предприятий с целью ограничения объема производства и повышения цен почти невозможен. К числу важнейших экономических функций современного государства
    относится разработка и проведение антимонопольной политики. Ещё в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества.
    Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков.
    ГЛАВА 1. Монополия: понятие, виды, ценообразование в монополии.
    1.1 Причины возникновения монополии.
    В ходе конкуренции ряд фирм не выдерживают высоких требований, предъявляемых рынком, и вынуждены покинуть арену экономического состязания. Это может означать уход с рынка, из
    отрасли или присоединение, слияние с фирмами, продолжающими конкурировать. В итоге происходит увеличение индивидуального конкретного капитала за счет поглощенной, не выдержавшей
    состязания фирмы. Следует отметить, что такое увеличение индивидуального капитала происходит в результате перераспределения ранее существовавшего капитала и не ведет к увеличению
    совокупного общественного капитала. Данный процесс называется централизацией капитала.
    По мере эволюции самого рынка чистой конкуренции, дальнейшего общественного распределения труда, увелечения масштабов производства и его усложнения процесс централизации
    капитала становится все более значимым.
    Качественно новое состояние производительных сил, существенно влияющее на развитие производства, приводит к формированию акционерных обществ, являющихся одной из форм
    централизации капитала. В основе данного явления, как правило, лежит такое изменение производительных сил, когда отдельный индивидуальный капитал не в силах самостоятельно вести
    данное производство, не может удержаться в конкретной отрасли. Реализация личного интереса возможна только при объединении нескольких индивидуальных капиталов. В данном случае
    централизация капитала создает возможность для дальнейшего функционирования на рынке и получения прибыли.
    Именно процессы централизации и концентрации капитала и производства лежат в основе монополизации экономики и являются ее причинами.
    1.2 Понятие монополии как модели рынка, основные черты.
    Монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные
    антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
    Монополия представляет собой предприятие, фирму или объединение предприятий, фирм, сосредоточивающее выпуск значительной доли продукта, услуг, ресурсов, оказывающее
    существенное влияние на рыночные цены и максимизацию прибыли.
    Характерными чертами монополии являются следующие:
    1. Отрасль состоит из одной фирмы, которая является единственным производителем данного продукта или поставщиком услуги.
    2. Из первого признака вытекает, что покупатель должен приобретать продукт у монополиста или обходиться без него. То, что не существует близких заменителей монополизированного
    продукта, имеет большое значение для рекламы. Впрочем, монополисту часто нет нужды использовать рекламу.
    3. В условиях монополизированного производства производитель диктует цену и имеет возможность манипулировать количеством предложенного продукта.
    4. Существование монополии предполагает наличие барьеров для появления в отрасли аналогичных производств, создаваемых другими производителями. Эти барьеры могут быть
    экономическими, техническими или юридическими.
    При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно» – один, «полио» –
    продаю. В реальной дей...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены