Международно-правовой режим континентального шельфа. Российское законодательство о континентальном шельфе

    Дисциплина: Юриспруденция
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Международно-правовой режим континентального шельфа. Российское законодательство о континентальном шельфе

    Оглавление
    Введение
    1. Исторические предпосылки правового регулирования отношений на континентальном шельфе
    2. Понятие континентального шельфа
    3. Проблема установления внешних границ континентального шельфа
    4. Суверенные права прибрежного государства на континентальный шельф
    4.1. Международно-правовая регламентация суверенных прав прибрежного государства на континентальный
    шельф
    4.2. Закрепление суверенных прав на континентальный шельф в законодательстве Российской Федерации
    Заключение
    Список использованных нормативных правовых актов
    Список использованной литературы
    Введение
    В связи с осуществлением деятельности субъектов международного права в Мировом океане, большое значение имеет изучение правового
    режима морских пространств. Особый интерес вызывает исследование морских пространств, которые не входят в состав государственной территории прибрежного государства, но на которые оно
    осуществляет отдельные суверенные права и юрисдикцию. К таким морским пространствам принято относить исключительную экономическую зону, прилежащую зону, континентальный шельф, то есть
    данные территории относятся к категории территорий со смешанным правовым режимом, в пределах которых действуют как нормы международного, так и внутригосударственного права прибрежного
    государства.
    Рассмотрение правового режима континентального шельфа является необходимым в свете определения суверенных прав прибрежного
    государства на континентальный шельф, бесперебойного осуществления иных прав и свобод другими государствами в открытом море, в частности свободы судоходства в соответствии
    общепризнанными принципами и нормами международного права.
    Проблему правового регулирования вопросов эксплуатации ресурсов Мирового океана, находящихся в пределах юрисдикции прибрежных
    государств, связывают с утверждением в международном морском праве института континентального шельфа.
    Исходя из всего выше сказанного, целью настоящей работы будет являться определение современного международно-правового режима
    континентального шельфа: суверенных прав прибрежного государства на континентальный шельф, проблему установления внешних границ континентального шельфа прибрежного государства на
    основе понятия континентального шельфа в юридическом и геологическом смысле, имеющих некоторые отличия, а также раскрытие имплементированных положений международного права о
    континентальном шельфе в законодательстве Российской Федерации.
    1. Исторические предпосылки правового регулирования отношений на континентальном шельфе
    История правового регулирования отношений на континентальном шельфе берет свое начало в XX в.
    Принятая 28 сентября 1945 г. вторая прокламация президента США
    Г. Трумэна «Политика Соединенных Штатов в отношении прибрежного рыболовства в некоторых районах открытого моря» предусматривала, что США ввиду острой необходимости
    в сохранении и защите рыбных ресурсов создают зоны сохранения в районах открытого моря, прилегающих к побережью Соединенных Штатов, в которых рыболовство развито или может быть в
    будущем развито и поддерживаться на значительном уровне. Устанавливались два правовых режима рыболовства в таких районах открытого моря:
    1) если рыболовство ведут только граждане США, Соединенные Штаты оставляют за собой исключительное право регулирования такого
    рыболовства и контроля за ним;
    2) если рыболовство в таком районе ведут граждане как США, так и других государств, то регулирование таких рыбных промыслов
    осуществляется по соглашению США с соответствующими государствами
    За прокламацией Г. Трумэна последовала череда односторонних притязаний на прилегающие к территориальному морю районы открытого моря,
    континентального шельфа под ним и минеральные живые природные ресурсы в этих районах: Аргентины – на континентальный шельф и покрывающие его воды (1946 г.); Панамы – на продукцию
    морского промысла в пределах континентального шельфа (1946 г.); Чили – на 200-мильную зону шельфа и лежащих вод в целях использования естественных ресурсов (1947 г.); Перу – на
    200-мильную зону континентального шельфа (1947 г.) и др.
    К 1958 г. односторонние акты о континентальном шельфе приняли уже более 20 государств.
    В силу такого широкого подражания примеру США, провозгласивших свои права на континентальный шельф, саму правовую идею и юридическое
    понятие континентального шельфа часто связывают с прокламацией Г. Трумэна.
    Однако история правового вопроса о континентальном шельфе начинается значительно раньше. Как справедливо отмечал С.В. Молодцов,
    защищая суверенитет «на некоторые острова в Северном Ледовитом океане (Генриетты, Уединения и др.), Россия в 1916 г. заявила, что эти острова являются продолжением на север Сибирской
    континентальной платформы».
    В 50 - 80-е гг. XX в. центральное место при обсуждении международно-правового режима морских пространств заняли вопросы регулирования
    эксплуатации морских ресурсов, находящихся как в пределах действия юрисдикции прибрежных государств, так и вне этих пределов. Процесс утверждения в международном морском праве
    института континентального шельфа, исключительной экономической зоны, создание международного режима освоения ресурсов глубоководного района морского дна – все это в основе своей
    отражало борьбу государств за пространства и ресурсы Мирового океана.
    Профессор И.Е. Тарханов обращал внимание на то, что правовой режим пространств Мирового океана «постоянно меняется
    под воздействием объективных и субъективных факторов».
    В этот же период проблемы хозяйственного использования Мирового океана заняли приоритетное место в межгосударственных отношениях и во внешней политике всех без исключения
    государств.
    Проблема использования ресурсов континентального шельфа была частично решена Конвенцией о континентальном шельфе 1958 г. и в
    дальнейшем – Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.
    Однако, по мнению А.В. Овлащенко, это решение по сути представляло собой мирный раздел континентального шельфа между всеми прибрежными государствами.
    [10]
    2. Понятие континентального шельфа
    Понятие континентального шельфа закреплено в двух международных договорах, регулирующих его международно-правовой режим: в Женевской
    конвенции о континентальном шельфе 1958 г. и в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
    Исходя из статьи 1 Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. термин «континентальный шельф» употребляется применительно:
    а) к поверхности и недрам морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря, до
    глубины 200 метров, или, за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов;
    б) к поверхности и недрам подобных подводных районов, примыкающих к берегам островов.
    По смыслу данной Конвенции, следовательно, там, где заканчивается отсчет от исходных линий дна территориального моря прибрежного
    государства, начинается континентальный шельф.
    [11]
    Однако данное понятие существенно отличается от геологического понятия континентального шельфа, под которы...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены