Понятие права и правовой нормы. Виды и структура правовой нормы. Понятие и виды юридической ответственности

    Дисциплина: Юриспруденция
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Понятие права и правовой нормы. Виды и структура правовой нормы. Понятие и виды юридической ответственности

    План:
    Понятие права.
    Понятие правовой нормы.
    Виды правовой нормы.
    Структура правовой нормы.
    Понятие юридической ответственности.
    Виды юридической ответственности.
    Предмет гражданского права.
    Функции гражданского права.
    Источники гражданского права.
    Литература.
    . Понятие права.
    “…я вижу близкую гибель того государства,
    где закон не имеет силы и находится под
    чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка
    над правителями, а они его рабы, я усматриваю
    спасение государства и все блага какие
    только могут даровать государствам боги…”.
    Платон “Законы”.
    Право – это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством.
    Это очень общее понятие права. Э. Кант писал: “ Для юриста ответить, что такое право, так же сложно, как Логике, что такое Истина.”
    Всякое государство связано с правом. Без издания законов и других НПА государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий.
    Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство
    государства, определяет компетенцию его органов.
    Каждому типу государства соответствует свой тип права. Существует IV
    типа государства и права.
    рабовладельческое
    феодальное
    буржуазное
    социалистическое
    Различает их между собой 2 основных признака: тип собственности и социальное назначение государственной машины.
    Правовое государство не нашло полной реализации ни в древности, ни в средние века, ни в новейшее время.
    Идея о возможности построения правового государства возникла во времена античности. Философ Платон различал 2 типа государственного устройства: в первом надо
    всем возвышались правители, а во втором – законы. И нужно стремиться к этому. Государство будет процветать, “если закон владыка над правителями, а они его рабы.”
    Другой античный философ Аристотель полагал, что в правильно устроенном государстве правят не люди, а законы, так как даже лучшие правители могут ошибаться,
    они могут быть подвержены страстям, закон же “ уравновешенный разум”.
    Эти идеи получили дальнейшее развитие в трудах Дж. Локка. Он писал, что до появления государства люди пребывали в естественном состоянии, что поражало у них
    чувство неуверенности. При образовании государства, люди отдали ему часть своих прав, чтобы государство, установив законы, охраняло их права. Локк выдвинул теорию “разделения
    властей”.
    В основе современных концепций правового государства лежали идеи французского правоведа Монтескье и немецкого философа Канта. Кант выдвинул “категорический
    императив”, согласно которому каждый человек обладает абсолютной ценностью и не должен быть инструментом в чьих-либо намерениях. Государство должно опираться на право и согласовывать с ним
    все свои действия. По определению Канта
    “ право есть совокупность условий, при котором произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям
    относятся: наличие принудительного осуществления законом, гарантируемый статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общество перед законом, разрешение споров в судебном
    порядке”.
    Он выделяет при этом 3 ветви власти как идеальную организацию государства.
    Сейчас государственные деятели и правоведы говорят о построение правового государства, как о цели, к которой надо стремиться. Наиболее экономически развитые
    страны как США, Франция, Англия ближе всех к построению правового государства. Но и там не решены многие проблемы: существуют нарушения прав личности, дискриминация отдельных социальных
    групп. В этих странах разный принцип государственного устройства, своя модель разделения властей. Поэтому, правовое государство – это только идея, концепция, стимул, к которому нужно
    стремиться.
    На основании идей политико-правовой линии можно сформулировать основные признаки
    правового государства:
    господство права во всех сферах общественной жизни, связанность законом самого государства, всех его органов, должностных лиц, граждан;
    “разделение властей”, наличие эффективных форм контроля за осуществлением закона;
    незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства, их охрана и гарантии;
    взаимная ответственность государства и личности.
    Таким образом, правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство законов, равенство всех граждан перед
    законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы личности, и где в основу организации государственной власти положен принцип “разделения властей”.
    Понятие правовой нормы
    Понятие правовой нормы, ее признаки В современной юридической литературе под нормой права понимается общеобязательное формально-определенное правило
    поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения
    прав и обязанностей их участников.
    Можно выделить следующие существенные признаки правовых норм.
    1. Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека. Понимание и усвоение данного момента конкретным индивидом зависит как от внутренних
    факторов (состояния его разума, типа характера, уровня культуры), так и от внешних обстоятельств (степени упорядоченности общественных отношений, обеспеченности нормы авторитетом, силой).
    Наибольшая
    Эффективность реализации правовой нормы достигается при совпадении целей отдельной личности и общества, сочетании общечеловеческих. И социально-групповых,
    классовых интересов в условиях стабильности общественных отношений.
    2. Это форма определения и закрепления прав и обязанностей. Последние выступают в виде ориентиров, обозначающих диапазон свободы действий субъектов права, ибо
    реальное регулирование отношений между людьми и их организациями осуществляется именно через наделение правами одних и возложение
    обязанностей на других. Наиболее ярко предоставительно-обязывающий характер выражен в регулятивных нормах, менее он заметен в нормах специализированных
    (декларативных, дефинитивных). Различные субъекты правоотношений обычно обладают комплексом прав и одновременно несут большое количество обязанностей. Не может быть прав без обязанностей и
    нет обязанностей без прав. Это один из принципов построения и функционирования любой правовой системы.
    3. Норма права представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. она: а) указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого
    времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; б) предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ
    действий; в) носит общий характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.
    4. Это формально-определенное правило поведения. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, об...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены