Правовое регулирование договоров

    Дисциплина: Культурология
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Правовое регулирование договоров

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
    ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРОВ
    общие ПОЛОЖЕНИЯ
    Правовое регулирование договоров выражается в установлении порядка их заключения и исполнения сторонами принятых на себя обязательств, а также ответственности за неисполнение
    или ненадлежащее исполнение таких обязательств.
    Договорное право, если воспользоваться терминологией права уголовного, может быть названо институтом особенной части рассматриваемой отрасли. Соответственно вопросы, связанные с
    динамикой договорного правоотношения, регулируются, помимо подраздела
    2 раздела
    III («Общие положения о договоре») и глав раздела
    IV ГК («Отдельные виды обязательств»), также и нормами, которые входят в состав общей части Гражданского кодекса в целом, а равно общей части обязательственного права.
    Имеются в виду статьи раздела
    I («Общие положения») и подраздела
    I раздела
    III («Общие положения об обязательствах»).
    Указанными нормами Кодекса правовое регулирование договоров не исчерпывается. По сути дела, в любом другом разделе ГК, включая «Общие положения», «Право собственности и другие
    вещные права», и, как можно ожидать, во всех трех разделах будущей третьей части ГК
    - «Исключительные права» (интеллектуальная собственность), «Наследственное право» и «Международное частное право»
    - окажутся среди других нормы, которые относятся к договорам. Достаточно указать на то, что договор является особым предметом регулирования при одной из наиболее
    распространенных моделей гражданско-правовой нормы
    - той, которая включает формулу: «Если иное не предусмотрено договором». Наконец, в то, что можно назвать договорным правом, входит и широкий набор различного рода актов
    за пределами Гражданского кодекса. В алфавитно-предметном указателе книги «Гражданское законодательство России» содержится перечень законов, к которым напрямую адресует Кодекс
    (имеются в виду его первая и вторая части). Из
    30 названных законов (иногда речь идет о конкретном законе, а в других случаях о законах, посвященных определенному вопросу\") в главах, посвященных договорам, их
    предусмотрено одиннадцать. Однако и в остальные девятнадцать, упоминание о которых содержится за пределами глав о договорах, уже включены (имеется в виду принятые акты) или будут
    включены отдельные нормы, регулирующие договорные отношения. Разумеется, ГК и названные в нем законы призваны составить только костяк гражданского права в целом, договорного в
    частности.
    Определение того, что представляет собой право, регулирующее договоры, предполагает выделение из его состава общих положений. В последнем случае следует опираться, очевидно, на
    статьи гл.
    1 ГК («Гражданское законодательство»), которые нередко по-особому действуют применительно к договорам. Речь идет преимущественно о нормах, посвященных основным началам
    гражданского законодательства (ст.
    1), определению отношений, регулируемых гражданским законодательством (ст.
    2), составу источников гражданского права (ст.
    3), действию гражданского законодательства во времени и по лицам (ст.
    2 и
    4), применению гражданского законодательства по аналогии (ст.
    6), соотношению гражданского законодательства с нормами международного права (ст.
    ГК выделяет в отдельных своих статьях значение для правового регулирования гражданских и тем самым договорных отношений обычаев делового оборота.
    Поскольку договорное право составляет часть гражданского права, а договорное законодательство
    - часть законодательства гражданского, это последнее понятие нуждается в связи с принятием ГК в определенном уточнении.
    ГК
    64, а равно Основы гражданского законодательства
    1991 г., довольно широко употреблявшие термин «гражданское законодательство» в посвященных разъяснению его смысла статьях (имеется в виду ст.
    3 ГК
    64 и ст.
    2 Основ 1991г.), характеризовали соответствующее понятие с точки зрения его предмета
    - круга регулируемых отношений. Вместе с тем сами эти статьи, как и иные статьи Кодекса, а также многочисленные другие акты, давали основания для широкого представления о
    составе «гражданского законодательства». Соответственно последний по времени Комментарий к ГК
    64 содержал указание на то, что законодательством именуют как законы, так и иные нормативные акты
    - указы Президиумов Верховных Советов СССР и РСФСР, постановления Совета Министров СССР и РСФСР,
    подзаконные акты министерств и иных ведомств, изданные в пределах их компетенции, и т.д.
    Таким образом, единственным обязательным признаком принятых на разном уровне актов, который был необходим для их включения в состав «законодательства», признавался нормативный
    характер. Последний признак имел значение лишь для отграничения гражданско-правовых нормативных актов от административных ненормативных актов. Тем самым гражданские законы
    растворялись в других гражданских нормативных актах. Свою особую значимость они нередко утрачивали, поскольку открывалась возможность ссылки в том или ином законе на необходимость
    «регулирования соответствующих отношений законодательством» толковать таким образом, что регулирование соответствующего вопроса допускается на любом уровне: от акта, принимаемого
    высшим органом государственной власти, и до акта местной власти.
    В этой связи в 80-х гг. в нормотворческой практике проявлялась, хотя и недостаточно устойчиво, тенденция к разграничению понятий «законодательный акт» и «акт законодательства».
    И, несмотря на то что по этому вопросу не было прямых указаний ни в Конституции РФ, ни в ином источнике, молчаливо признавалось: если закон предусмотрел принятие «законодательного
    акта», это означало решение соответствующего вопроса непременно в законе или приравненном к нему акте. В то же время под «актами законодательства» подразумевались подзаконные акты
    - от указов Президента РФ и до актов местных органов власти. Законодательные акты вместе с актами законодательства в сумме составляли законодательство как таковое. И все
    же полной ясности в вопросах о пределе нормотворческой компетенции вообще и в сфере гражданского права в частности практически не существовало.
    ГК посвятил понятию «гражданское законодательство» специальную статью
    3. В частности, ее пункт
    3 предусматривает, что «гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов». Если сопоставить приведенную
    норму со ст.
    71 и
    72 Конституции РФ, которые, определяя компетенцию Российской Федерации, употребляют термин «гражданское законодательство» (или соответственно «жилищное
    законодательство»), то как будто бы можно сделать вывод, что эти статьи имели в виду компетенцию РФ только в отношении принятия законов, оставляя открытым вопрос об актах более
    низкого уровня.
    Однако и в этом случае оказывается, что один и тот же термин употреблен в неодинаковом смысле. По этой причине, в частности, в сам акт включается указание на то, что
    представляет собой соответствующее понятие применительно к данному акту. Известно, что этот прием, распространенный в международных документах и в национальном законодательстве многих
    г...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены