Взгляд на каратэ-до Сётокан через призму дзэн-буддизма
Дисциплина: РазноеТип работы: Курсовая
Тема: Взгляд на каратэ-до Сётокан через призму дзэн-буддизма
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет политических наук
Кафедра религиоведения и теологии
Взгляд на каратэ-до Сётокан через призму
дзэн-буддизма
(Курсовая работа)
Выполнил студент
2 курса, группы 3561
Иванов Алексей Петрович
_____________________________
Научный руководитель,
д.ф.н.
Крюков Максим Сергеевич
_____________________________
Работа защищена
________________________2002г.
Оценка_______________________
Омск 2002
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ________________________________________________________с.3
Глава 1:История возникновения и развития каратэ-до ___________________с.5
Глава 2:Корреляционная связь между дзэн-буддизмом и каратэ-до _______с.14
Глава 3:Практики дзэн-буддизма отобразившиеся в каратэ-до ___________с.21
Заключение _____________________________________________________с.30
Список использованных источников и литературы ____________________с.32
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.С именем Гитина
Фунакоси связано много легенд, и для одних он является великим мастером боевых искусств, а для других талантливым организатором и методистом. Многие восхищаются созданной им системой
единоборств, названной каратэ-до Сётокан (далее каратэ-до). Но мало кто знает, что с ростом популярности данного боевого искусства, практически утратилась его внутренняя духовная
сторона. Как правило, сегодня последователями каратэ-до культивируется прикладная (самооборона), либо спортивная составляющая искусства «пустой руки». И почти совсем забыто, что в
древности мастера каратэ развивали не только крепкое тело и бойцовские навыки, но и дух— используя методы и
принципыдзэн-буддизма.
Актуальность данной работы заключается в использовании методологии, не применявшейся ранее для изучения этого вопроса.
Данная методология позволяет взглянуть на одно из самых массовых и известных японских боевых искусств через призму дзэн-буддизма.
Степень научной разработанности.Несмотря на свою актуальность, данная проблема остается малоизученной. На русском языке из исследований, имеющих степень научной разработанности можно выделить работу ?, с
описанием биографии Гитина Фунакоси. А из переведенных изданий, стоит отметить книгу ? описывающего философию каратэ-до.
Цель:данной работы является,
рассмотрение роли учения дзэн-буддизма в становлении каратэ-до.
Для достижения поставленной в курсовой работе цели нами решались следующиезадачи:
исследование истории возникновения и развития
каратэ-до;
выявление корреляционной связи между дзэн-буддизмом и
каратэ-до;
анализ практик дзэн-буддизма, отобразившихся в
каратэ-до.
Объект и предмет:Объектом
исследования является каратэ-до, а предметом религиозно-философские элементы каратэ-до.
В исследовании мы применилиметодологиюгерменевтического анализа текстов Гитина Фунакоси и историко-философского анализа развития
учения каратэ-до, позволяющую проследить взаимосвязь каратэ-до с дзэн-буддизмом. В работе были также примененыанализа, синтеза и исторической реконструкции.
Новизна и практическая значимость:
На данный момент на русском языке не существует исследовательских работ, посвященных данному вопросу. Все работы, которые
имеются, являются либо критикой со стороны представителей других единоборств, либо работами самого Гитина Фунакоси и его учеников. Кроме того, религиоведческий взгляд ранее не
применялся в области изучения каратэ-до.
Структура курсовой работы.Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы:
В первой главемы рассмотрим
историю возникновения и развития каратэ-до.
Во второйглаве мы будем
рассматривать корреляционную связь между дзэн-буддизмом и каратэ-до.
Третья главапосвящена
рассмотрению практик дзэн-буддизма, отобразившихся в каратэ-до.
ГЛАВА 1:ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КАРАТЭ-ДО
Биография основателя каратэ-до, в отличие от других мастеров боевых искусств Японии, изобилует многочисленными загадками,
прорехами и недвусмысленными преувеличениями. Поэтому к описанию его жизненного пути, стоит отнестись в большей степени, как к традиционному повествованию жизни японского эпического
героя, нежели как точного воспроизведения, биографических данных человека.
К одной из таких загадок можно отнести дату рождения Фунакоси. Дело в том, что во многих книгах об основателе каратэ-до
фигурирует год рождения—1870 или 1871. В
действительности же Гитин родился в 1869 г. на Окинаве, в Сюри, районе Ямакава-сё. Такое расхождение в датировки, объясняется тем, что в молодости Фунакоси собственноручно подделал
своё свидетельство о рождении, с целью поступить в школу медицины. Но в школу Фунакоси все-таки не поступил, опять же, как утверждают официальные биографические источники, из-за того,
что его семья вследствие реформаторства императора Мейдзи, отказалась остригать традиционные самурайские пучки волос на макушке. Но так как прямого доказательства того, что семья
Фунакоси принадлежала к самурайскому сословию и была связанна с боевой традиции - нет, то и утверждение, что Гитин стал жертвой собственного традиционализма, кажется
сомнительным.
Дед будущего основателя каратэ-до преподавал ряд классических наук в одной из школ Окинавы. Отец же Фунакоси был сборщиком
налогов, но страдая алкоголизмом, почти не занимался своим ребёнком. Вся забота о воспитании Гитина лежала на плечах деда, который и ориентировал внука на профессию учителя школы.
Таким образом, можно сказать, Гитин получал педагогический опыт с самого детства, и этот опыт пригодился ему в дальнейшей жизни.
На протяжении всей своей жизни Гитин стремился стать «настоящим самураем», доказывая своё право считаться японцем и
носителем японской культуры, а не выходцем с «варварской» окраины под названием Окинавы. Стремлением стать своим, объясняется и разносторонняя натура Гитина. Подражая древним
самураям, у которых владение только бу-дзюцу считалось проявлением невежества, Фунакоси увлекался древней историей, писал, стихи и отличался неплохими способностями к
каллиграфии.
К боевым искусствам Фунакоси приобщился в возрасте пятнадцати лет. Его первым учителем стал Азато Ясуцунэ, сын одного из
мастеров окинава-тэ (иногда можно встретить название каратэ, что дословно можно перевести как «китайская рука»). Окинава-тэ является прародителем большинства стилей каратэ-до и
имеет значение собирательного термина для всех боевых искусств Окинавы. Некоторые биографические источники, с неким ореолом романтики и загадочности повествуют о том, как Гитину
приходилось заниматься ночью, опасаясь запретов на тренировки со стороны правительства. В действительности же запрета на тренировки, тогда уже не существовало, и объяснить рождение
такой легенды можно лишь желанием поклонников каратэ-до приблизиться к китайскому мифологическому идеалу, где ночные тренировки практиковались во многих школах ушу.
Период с 1984 до 1906 г. в биографии Фунакоси, изобилует значительными пробелами, либо не представляет особого и...