Измененные состояния сознания в системе религиозного опыта

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Измененные состояния сознания в системе религиозного опыта

    Международный Институт Компьютерных Технологий
    Кафедра психологии
    Курсовая работа.
    Тема:
    «ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ
    СОЗНАНИЯ
    В СИСТЕМЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА»
    Выполнил:
    Студент группы По-041
    Колесников
    Алексей Сергеевич
    Проверил:
    Горбатов Д.С.
    Воронеж 2006
    Содержание:
    1. Введение……………………………………………………………………………...3
    2. Глава 1. Измененные состояния сознания в системе религиозного опыта. ……..
    1.1. Система религиозного опыта и измененные состояния сознания. ………
    1.2. Виды измененных состояний сознания. ..…………………………………5
    1.3 Исследования измененных состояний сознания.
    ..…………………...…12
    3. ГЛАВА 2. Способы достижения измененных состояний сознания в разных религиях. ………………………………………………………… …………………...17
    4. Заключение. …….…………………………………………………………………..24
    5. Список используемой литературы. .………………………………………………25
    Введение.
    Можно с уверенностью сказать, что способность к переживанию измененных состояний сознания
    является одним из основополагающих свойств человеческой психики, а соответствующая потребность - одной из базовых человеческих потребностей.
    О феномене изменения состояния сознания во время отправления групповых религиозных ритуалов известно с древних времен.
    Исследования значительного числа разных культур показали, что девяносто процентов из нескольких сот различ­ных обществ (преимущественно первобытные) узаконили несколько измененных
    состояний сознания. Аме­риканский психолог Э. Вейл пришел к заключению, что «желание периодически изменять состояние сознания является нормальной врожденной склонностью, аналогич­ной
    голоду или сексуальному влечению*».
    Актуальность темы
    заключается в том, что в настоящее время все больше людей привлекает возможность обнаружения и
    развития
    скрытых возможностей,
    выходящих
    за рамки наличных культурных норм, выйти за границы обычных представлений о себе и мире. Появляется все больше и больше эзотерической литературы, посвященной
    измененным состояниям, разнообразным обрядам и психотехникам. Однако отсутствие научного осмысления
    этих
    возможностей
    в результате
    игнорирования
    их
    большей частью научного сообщества превращает использование таких психотехник в игру
    со многими неизвестными,
    подчас опасную. Большинство эзотерической литературы пишется неспециалистами, мало понимающими опасность применения гипнотических и трансовых техник. Отсюда можно
    вывести проблему исследования:
    ______________________________________________________________________
    *Сюда относятся такие состояния как алкогольное или наркотическое опьянение, сексуальная эйфория, аффективное состояние, аутотранс, вызванный медитацией или иными способами
    изменения состояния сознания. [8]
    - Слабая изученность ИСС, используемых в разных религиях и возможность их нецелевого использования*.
    Объектом исследования
    в данной работе является ИСС в системе религиозного опыта.
    Цель исследования:
    изучить
    медитативные, трансовые и иные техники в разных религиях, ведущие к появлению ИСС, описания ИСС в разных религиях и изучение ИСС в религиях разными
    исследователями.
    Задачи исследования:
    Изучить научную и околонаучную литературу по данной проблематике.
    Систематизировать информацию об ИСС в системах религиозного опыта и изложить ее в рамках работы.
    Основной метод исследования
    – анализ научной литературы.
    По возможности одной из задач ставится практическое исследование медитативных техник, представленных в разных религиях.
    ______________________________________________________________________
    *Мне неоднократно встречалась эзотерическая и религиозная литература, в основном сатанинского и аналогичных толков, в которой описывались трансовые техники, замаскированные
    под ритуалы и т.п., направленные на подсознательное внушение человеку правильности изложенных в литературе догм, что может привести к нарушениям в психике человека (прим. автора).
    Глава 1. Измененные состояния сознания в системе религиозного опыта.
    1.1. Система религиозного опыта и измененные состояния сознания.
    Один из основателей психологии религии американский философ-прагматист Джеймс (1842—1910) разработал понятие религиозного опыта, под
    которым понимал субъективные религиозные феномены в различных формах — мистические видения, экстатические состояния, экзальтированные созерцания, галлюцинации и проч.[5]
    Исследование религиозного опыта Джеймса опирается на материалы самонаблюдения
    — дневники, автобиографические записки верующих, религиозных мистиков, аскетов, отшельников, ясновидящих и т.д., ведь чтобы понимать какое-нибудь чувство, человек
    должен сам ощущать его.
    1.2. Виды измененных состояний сознания.
    Арнольд Людвиг сформулировал определение измененного состояния сознания (ИСС) как «любое психическое состояние, вызванное разнообразными
    физиологическими и психологическими маневрами или фармакологическими веществами, которое может субъективно распознаваться самим субъектом (или объективным наблюдателем этого субъекта)
    и весьма отклоняется от подвижного бодрствующего сознания».[6] Если рассматривать сознание в виде многомерного пространства, где каждое измерение представляет какую-то грань
    восприятия или чувственного опыта, то различные ИСС можно охарактеризовать как континуум разных измерений. Что касается харизматических групп, то в этот диапазон измерений входят:
    ощущение времени, персональная идентичность, зрительное восприятие и инстинктивные потребности организма. Каждое измерение добавляет полноты персональному состоянию сознания и
    позволяет находить подобия и различия между различными измененными состояниями.
    Можно выделить четыре шкалы ИСС :
    1. Изменение эмоциональных состояний.
    2. Изменение восприятия мира.
    3. Изменение волевого самоконтроля.
    4. Изменения самосознания и самотождественности личности.
    Конкретные трансовые состояния или ИСС можно рас­сматривать как суперпозицию соответствующих четырех па
    раметров.
    Изменение эмоциональных состояний психики включа­ет в себя как количественные изменения, связанные с из­менением интенсивности обычных эмоций, так и качест­венные, связанные с
    достижением нестандартных эмоциональных состояний.
    В различных древних источниках описываются четыре базовых эмоциональных состояния, причем можно про­вести параллели между этими описаниями
    в разных куль­турах. Так, в индийской традиции* выделяют следующие состояния
    - вира -
    «героическое» состояние, готовность к действию, защите других, принятию ответственности;
    - бхога -
    удовлетворенность, расслабленно-милостивое состояние;
    - йога -
    рефлексия и самоуглубленность;
    - абхичарика -
    состояние всепоглощающего гнева, по­требности в разрушении.
    Данные состояния считались идеальными, их, по пред­ставлениям индусов, в чистом виде могли достигать толь­ко боги или великие мудрецы.
    Однако состояние религи­озного экстаза могло приближаться к одному из этих со­стояний.
    Описанная система во многом перекликается с тибетской традицией ваджраяны, в которой подобные состоя­ния соответствовали различным сторонам
    четырехугольной мандалы, выражавшей психическую жизнь человека.
    _____________...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены