Одаренные дети, особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Одаренные дети, особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними

    ЖЕНСКИЙ ИНСТИТУТ
    «ЭНВИЛА»
    Психологический факультет
    Специальность: психология
    КУРСОВАЯ РАБОТА
    ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ,
    особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними
    Студентки
    курса, 201 группы
    Зеленкевич Ольги Викторовны
    Научный руководитель
    Шершнева Т.В.
    МИНСК, 2003
    ОГЛАВЛЕНИЕ:
    Введение
    Глава 1:
    Умственная одаренность ее психологические проявления.
    1.1. Понятие
    и определение одаренности у детей
    1.2. Виды одаренности
    1.3. Сложности психического развития одаренных детей.
    Глава 2: Методы диагностики умственной одаренности
    2.1. Тестовые методы
    2.2. Неформализованные методы
    Глава 3: Воспитание и обучение одаренных детей
    3.1. Обучение
    одаренных детей
    3.2. Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми
    Заключение
    Список использованных источников
    ВВЕДЕНИЕ
    Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью
    общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного
    поведения.
    Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети
    не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и
    мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
    В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем,
    появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время.
    Цель исследования
    : изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними.
    Задачи
    раскрыть в полном объеме понятие
    одаренности
    — показать сложности психического развития одаренных детей
    — рассмотреть методы диагностики одаренности
    рассмотреть особенности воспитания о обучения одаренных детей
    Объект исследования: одаренность
    Предмет исследования
    : особенности учебно-воспитательного взаимодействия с одаренными детьми.
    Гипотеза
    : Проблема одаренности как комплексная проблема, состоящая из проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.
    Глава 1:
    Умственная одаренность ее психологические проявления
    1.1. Понятие
    и определение одаренности у детей
    ОДАРЕННОСТЬ
    - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).
    . 78]
    Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления
    умственной одаренности у ребенка связаны
    чрезвычайными возможностями детских лет
    жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные
    годы стремительное
    умственное развитие происходит у всех
    детей, оказывая решающий вклад
    детских лет в становление интеллекта. [2,
    . 14]
    Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности и состоит
    в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая
    у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению
    — это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью и на последующих возрастных этапах. Творческие устремления
    ребенка, продуцирование им новых ходов мысли также могут быть отнесены к предвестникам одаренности, но это еще не факт, что они получат дальнейшее развитие. При этом ранние проявления
    одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности. [2,
    . 24]
    Предметом острых дискуссий остается вопрос о природе и предпосылках одаренности. Современные исследования в этой области направлены на то, чтобы с помощью электрофизиологических,
    психогенетических и других методов раскрыть соотношение биологического и социального в природе одаренности. [1,
    . 78]
    Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило,
    одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. [
    3. c, 24]
    Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена
    биохимическая и электрическая активность мозга. [2,
    . 79]
    Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать, одаренные дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического
    характера. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением
    альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей.
    Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать
    информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
    [3. c, 27]
    Чаще
    всего внимание к
    одаренным детям
    привлекает их
    большой
    словарный
    запас,
    сопровождающийся
    сложными синтаксическими конструкциями, а также
    умение ставить вопросы.
    Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать
    их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
    Одаренных детей также отличает
    повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие
    интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи. У них также есть расположенность к четким схемам и
    классификациям. Например, они могут быть захвачены составлением каких-нибудь таблиц исторических фактов, дат, выписыванием в разной последовательности привлекших их внимание сведений.
    .13]
    Очень важно своевременно уловить, не упустить черты
    относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст. Одаренность ребенка — это достаточно устойчивые особенности
    именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.
    1.2. Виды одаренности
    Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга
    по видам одаренн...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены