Основы психологии

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Основы психологии

    Министерство Образования Российской Федерации
    Российский государственный
    социальный университет
    Кафедра Психологии
    КУРСОВАЯ РАБОТА
    Основы Психологии
    Курсовая работа
    студента II
    курса
    заочной формы обучения
    Вершинина Е.А.
    Научный руководитель:
    Буянова М.А.
    Москва
    2004
    Содержание:
    Введение.
    История зарождения, предмет и задачи психологии
    Основные разделы современного психологического знания.
    Общая психология.
    Социальная психология.
    Возрастная психология.
    Педагогическая психология.
    Психология труда.
    Психолингвистика.
    Дифференциальная психология.
    Математическая психология
    (Психометрия).
    Психофизиология.
    2.10
    Медицинская психология.
    2.11
    Зоопсихология.
    2.12
    История психологии.
    III.
    Познавательные процессы.
    Ощущение.
    Восприятие.
    Мышление.
    Внимание.
    Память.
    Воображение, представление.
    Речь.
    Основные направления в психологии.
    Структурализм
    Функционализм
    Бихевиоризм
    Фрейдизм
    Гештальтпсихология
    Когнитивная психология
    Аналитическая психология
    Индивидуальная психология
    Отечественная психология
    4.10
    Трансперсональная психология
    4.11
    Гуманистическая психология
    Список литературы.
    Введение.
    Психология
    очень старая, и одновременно очень молодая наука. Имея тысячелетнее пошлое, она, тем не менее, вся ещё в будущем. Её существование, как самостоятельной научной дисциплины,
    насчитывает немногим боле столетия, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах
    окружающего его мира.
    Психология
    , как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики.
    Сам термин «Психическое» происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа».
    Объектом
    психологии, как науки, выступает психика;
    Предметом
    – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.
    Основной задачей
    психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились
    новые научные направления и дисциплины.
    Область явлений
    , изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности — от элементарного различения отдельных признаков
    объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к простой фиксации
    наблюдений.
    От того, какое место отводится психологии в системе наук, во многом зависит понимание возможностей использования психологических данных в других науках и, наоборот, понимание
    того, в какой мере правомочна психология использовать их результаты. Место, отводимое психологии в системе наук в тот или иной исторический период, наглядно свидетельствовало и об
    уровне развития психологических знаний, и об общефилософской направленности самой классификационной схемы.
    Веками царило в общественном сознании мифологическое понимание мира, где тела заселяются душами, а жизнь зависит от богов. Позже древние греки под \"psycho\" понимали движущее
    начало всех вещей. Им принадлежит учение о всеобщей одушевлённости материи – гилозоизм. Границы между живым, неживым и психическим не проводились.
    В дальнейшем принцип причинности позволил Гиппократу построить учение о темпераментах. Нарушение здоровья Гиппократ соотносил с дисбалансом различных \"соков\", присутствующих в
    организме. Соотношение этих пропорций Гиппократ назвал темпераментом (названия четырёх темпераментов дошли до наших дней: сангвинистический (преобладает кровь), холерический
    (преобладает жёлтая желчь), меланхолический (преобладает чёрная желчь), флегматический (преобладает слизь)).
    Тем самым Гиппократ положил начало научной типологии, без которой не возникли бы современные учения об индивидуальных различиях между людьми. Источник и причину различий Гиппократ
    искал внутри организма. Душевные качества ставились в зависимость от телесных.
    Знание о душе росло в зависимости от уровня знаний о внешней природе, с одной стороны, и от общения с ценностями культуры - с другой. Ни природа, ни культура сами по себе не
    образуют область психического. Однако ее нет без взаимодействия с ними.
    Работа по построению предмета психологии принадлежал Аристотелю, древнегреческому философу и естествоиспытателю. Душа, по Аристотелю, это не самостоятельная сущность, а форма,
    способ организации живого тела. \"Правильно думают те, - говорил Аристотель, - кому представляется, что душа не может существовать без тела и не является телом\". Психологическое учение
    Аристотеля строилось на обобщении медико-биологических фактов. И это обобщение привело к преобразованию главных принципов психологии: организации (системности), развитию и
    причинности.
    Аристотеля по праву следует считать отцом психологии как науки
    . Его работа \"О душе\" - первый курс общей психологии, где он изложил историю вопроса, мнения своих предшественников, объяснил отношение к ним, а затем, используя их достижения и
    просчёты, предложил свои решения.
    В начале XIX столетия развитие психологических знаний стимулировались открытиями не в области механики, а в области физиологии, которая руководствовалась \"анатомическим
    началом\". Психические функции человека исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анатомии.
    Прежде чем были найдены объективные методы изучения целостного поведения, в экспериментальном анализе деятельности органов чувств были достигнуты крупные успехи в связи с
    открытием закономерной, математически исчисляемой зависимости между объективными физическими стимулами и производимыми ими психическими эффектами - ощущениями. Это сыграло решающую
    роль в превращении психологии в самостоятельную экспериментальную науку.
    Основные разделы современного психологического знания.
    Многочисленные разделы прикладной психологии выделяются и существуют не случайно, не по произвольному решению своих создателей и рядовых исполнителей. Психология эффективно
    срабатывает на практику там, где подготовлены соответствующие условия. Какая-то отрасль науки или профессиональной деятельности человека должна до определенной степени развиться,
    усложниться, чтобы понять полезность и необходимость психологического подхода применительно к своим проблемам и задачам. Итак, перечислим основные разделы психологии:
    Общая
    психология
    исследует психику в максимально обобщенном и отвлеченном виде. Это психика взрослого (среднего возраста) нормального (не больного) человека (мужчины и женщины), причем в
    инвариантных условиях жизни и деятельности. Существует множество подразделов общей психологии, скажем, психология личности, мышления, эмоций, женская психология и т.д., включая
    психофизику, которая занимается изучением чувствительности и находится у истоков современной экспериментальной психологии.
    Социальная психология
    рассматривает массовые явления психики и само отношение, взаимодействие социального и психического, индивидуального и общественного в пси...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены