Особенности образа отца в сознании юноши

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Особенности образа отца в сознании юноши

    Министерство образования Российской Федерации
    Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова
    Особенности образа отца в сознании юношей
    Выполнила:
    студентка
    курса, факультета иностранных языков, французского отделения
    Дроздова О.С.
    Научный руководитель
    : кандидат
    психологических наук
    Булыгина Т.Б.
    Архангельск, 2004 г.
    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение………………………………………………………………………….3
    ГЛАВА 1. Образ отца в сознании юношей………………….........................…5
    1.1. Роль отца в формировании личности ребенка…………………………….5
    1.2. Особенности отношений юношей со взрослыми………………...……….8
    1.2.1. Особенности отношений юношей с родителями….……………...….....11
    1.3. Факторы, влияющие на формирование образа отца в сознании
    юношей…………………………………………………………………….….…14
    1.3.1. Влияние позиции отца в семье на образ отца в сознании детей...….....15
    1.3.2. Авторитет родителей…...…………………………………………….......18
    ГЛАВА 2. Организация и методики исследования..…...……………..…..…..23
    2.1. Описание методик исследования……………………………………….…23
    2.2. Особенности образа отца в сознании юношей…………………………...25
    Заключение...……………………………………..……………….……...……..33
    Библиография…….……………………………………………………….….…34
    Введение
    В настоящее время
    проблема изучения особенностей образа отца в сознании юношей является
    актуальной. Современный мужчина уделяет меньше внимания
    семье и детям, что приводит к формированию недостаточного образа отца в сознании юноши и к нарушению взаимопонимания между ними. Для молодого человека очень важно
    иметь положительный образ отца, иметь с ним отношения, подкрепленные деловым и нравственным авторитетом мужчины, поскольку именно такой авторитет способствует формированию гармонично
    развитой личности юношей. Для формирования положительного образа отца очень важен живой пример родителя. Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку,
    манеру разговаривать, жесты и проч. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу. Сын, отец
    которого внимателен к матери, женившись, считает единственно возможным относится так и к своей избраннице. Если отец отстраняется от работы, то эту
    же привычку перенимают и дети.
    Своим поведением отец научает молодого человека относиться к окружающему миру, к людям, научает его навыкам общения и является его Духовным
    воспитателем. Кроме того, отец формирует в мальчике будущего мужчину-отца, а в девочке – представление об идеале ее будущего избранника.
    Несмотря на всю важность рассматриваемого вопроса, проблема все же остается недостаточно изученной в литературе. Среди тех, кто занимался
    изучением данной проблемы, необходимо отметить Дружинина В.Н., Макаренко А.С., Фридман Л.М, Кона И.С., Мухину В.С., Спиваковскую А.С. и др.
    Данная работа включает в себя исследование, целью которого является изучение особенностей образа отца в сознании юношей.
    Объект исследования:
    юноши в возрасте 16-17 лет.
    Предмет исследования:
    особенности образа отца в сознании юношей.
    Цель курсовой работы:
    1. Выявить особенности образа отца в сознании юношей.
    Гипотеза исследования:
    На образ отца в юношеском возрасте влияют пол, психологическая атмосфера в семье.
    В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были сформулированы следующие задачи:
    Проанализировать теоретическую разработанность в психологии проблемы
    образа отца в сознании юношей.
    Подобрать методический инструментарий для изучения особенностей образа отца в сознании юношей и организовать проведенное
    исследование.
    Провести
    обработку
    результатов,
    направленную
    на проверку выдвинутых гипотез и
    реализацию
    поставленной
    цели и сделать выводы относительно особенностей образа отца в сознании юношей.
    Глава 1.
    Образ отца в сознании юношей.
    1.1.
    Роль отца в формировании личности ребенка
    Отцовство – вместе с материнством составляет основу семейных отношений как супругов, так и родителей и детей.
    Сутью биологической функции отца является его участие в зачатии ребенка, в заложении биологических (генетических) основ будущего организма.
    Генетически отцом и матерью определяются черты и биологического сходства с родителями: цвет волос, цвет глаз, особенности телосложения, основы функционирования всех органов и систем
    детского организма. Кроме того, задатки – будущая основа развития способностей (к умственной деятельности, музыке, спорту, изучению иностранных языков) – также закладываются
    генетически.
    Нравственная позиция отца определяет его позицию и как воспитателя. Она отличается от материнской. Если по своей природе женщина - существо более
    эмоциональное, одухотворенное, то в педагогической деятельности она в основном руководствуется чувствами. Мужчина же, как человек рациональный, деловой и серьезный, как правило, и в
    семейное воспитание вносит акцент разумного. А это значит, что отец четче и реалистичнее осознает цель воспитания и рационально выстраивает его стратегию и тактику, мотивированно, а, не
    чувственно избирая для этого необходимые средства, методы и приемы.
    [171-173;
    Отец имеет важнейшее значение для развития с самого момента рождения ребенка: он является первым внешним объектом для ребенка и играет роль
    модели при ранней идентификации. Отцы поощряют процесс отделения ребенка от матери, ускоряя тем самым процесс социализации. Отсутствие отца в семье или невыполнение им своих
    обязанностей приводит к развитию у ребенка психопатологии. [51-52;1] Именно в общении с отцом мальчик учится быть мужчиной, приобретает типично мужские черты характера – достаточно
    лишь подражать взрослому. Не будь мужчины в семье, мальчику много недоставало бы, потому что матери может подражать только дочь. Тем не менее, и девочка, когда в ней начинает
    пробуждаться женственность, способна многому научиться у отца. У нее складывается точное представление о том, что собой представляет мужчина в домашней жизни, и она узнает, как
    мужчины относятся к женщинам, являясь невольным свидетелем повседневных взаимоотношений мамы и папы.[164;17]
    Хороший отец видит в ребенке личность и ее культивирует, организуя всю деятельность семьи: труд, досуг, игру, творчество. А мужские разговоры по
    душам просто незаменимы, как для мальчиков, так и для девочек. В них – жизненно важные для растущего человека ориентиры: дружба – самое надежное в жизни, старость надо уважать, помочь
    слабому – долг мужчины; девочка должна быть скромной, незачем расточать юность на пустые дела…
    Хороший отец постарается избежать наиболее распространенных ошибок: авторитарности, основанной на грубых мерах воздействия, унижения
    достоинства жены и ребенка, немотивированной самоуверенности, отстраненности от воспитания детей.
    Отец – наиболее значимая фигура для ребенка и подражание его поведения фиксируется надолго. Ребенок перенимает этот образец вместе с другими
    формами поведения и затем, став уже взрослым, будет воспитывать по тому же принципу своих детей. [116;13
    Важнейшее качество будущего отца -
    ответственность. Тот, кто сначала дает жизнь ребенку...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены