Особенности общения в подростковом коллективе

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Особенности общения в подростковом коллективе

    СОДЕРЖАНИЕ
    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение 3
    Глава 1. Значение общения в жизни человека. 5
    Глава 2. Отрочество как этап жизни и некоторые психолго-педагогические характеристики переходного возраста. 8
    Глава 3. Особенности общения в подростковом коллективе. 17
    Заключение 38
    Список литературы 41
    Приложение 44
    ВВЕДЕНИЕ
    Человек - существо социальное. Включенность личности в общественные
    отношения обуславливает тезис о первостепенной роли социального общения в этом процессе.
    В связи с огромной определяющей ролью общения в развитии и формировании
    личности, в нашей науке за последние годы обнаружился острый интерес к его изучению, который в свою очередь породил большое количество подходов к проблеме общения в области философии,
    социологии, социальной психологии.
    Поскольку общение играет важнейшую роль в жизни человека, особо важным
    является изучение особенностей общения на разных этапах онтогенетического развития и учёт их в своей работе по воспитанию подрастающего поколения психологами и педагогами.
    Принимая во внимание все вышесказанное, темой своего исследования мы
    выбрали проблему особенностей общения в подростковом коллективе.
    Объектом исследования является подросток (подростковый возраст).
    Предметом исследования
    - общение подростков, как в школе, так и вне ее, их взаимоотношения: товарищество, дружба, любовь.
    Цель курсового исследования
    - выявить наиболее характерные особенности общения в подростковом возрасте с целью оптимизации воспитательного процесса в школе.
    Задачи:
    1) изучение накопленного теоретического материала по проблеме общения в
    подростковом возрасте;
    2) обобщение и систематизация изученного материала, выделение наиболее
    характерных особенностей общения детей в переходном возрасте;
    3) анализ положительных и отрицательных черт общения подростков между
    собой;
    4) разработка рекомендации по организации воспитательной работы с
    подростками в школе на основе учета их особенностей общения.
    Гипотеза курсового исследования: выявление особенностей общения
    подростков позволит разработать педагогические рекомендации по организации воспитательного процесса в школе.
    Глава 1.
    Значение общения в жизни человека.
    Есть только одна подлинная ценность - это связь
    человека с человеком.
    Антуан де Сент-Экзюпери.
    В российской педагогической энциклопедии дается следующее определение
    общения: общение - это взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности.
    Общение - один из важнейших факторов психического и социального развития
    ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями
    человеческого рода.
    В психологии при анализе общения выделяются его разные аспекты:
    - «коммуникация» (обмен информацией между людьми),
    - «социальная перцепция» (восприятие и понимание человека
    человеком),
    - «интеракция» (взаимодействие).
    Практически общение выступает как совокупность этих компонентов.
    У человека существует самостоятельная потребность в общении, не сводимая
    к др. нуждам (в пище, тепле, безопасности, во впечатлениях, в активности и др.) потребность к познанию самого себя и др. людей, т. е. к оценке и самооценке. К 2,5 месяцам у детей можно
    констатировать оформление потребности в общении [20].
    Огромное значение межличностного общения объясняется важнейшими
    функциями, кoтopоe оно выполняет. Во-первых, в общении осуществляется обмен информацией между людьми.
    Информационно-коммуникативная функция в той или иной форме и степени связана со всеми формами деятельности людей.
    Далее, общение выполняет так называемую
    регуляционно-коммуникативную функцию. В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства, мотивы поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки, складывается
    своеобразная иерархия ценностей, шкала социализации человека. Не удивительно, что именно в общении человек познает и переживает свою значимость. Поэтому его правильная направленность
    становится источником, одним из важнейших путей формирования человеческой личности.
    Наконец, общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает
    психологическую разрядку и в конечном счете формирует тот эмоциональный фон, на котором осуществляется наша деятельность, и который в немалой степени определяет само мироощущение. Эта
    функция общения в социальной психологии получила название
    аффективно-коммуникативной. В реальном общении все его функции органически сливаются, независимо от его формы. Даже в отдельном акте общения нередко все они присутствуют [24].
    Добрович в своей книге «Воспитателю о психологии и психогигиене общения»
    задает своим читателям вопрос «для чего общаться?» и сам дает на него ответ: общение служит установлению общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является
    инструментом познания и основой сознания для отдельного человека (а ведь только благодаря этому возможно существование общественного сознания и культуры); наконец, общение служит
    самоопределению личности, без чего человек выпал бы из совместной деятельности и оказался бы вне человечества - потерянным и беспомощным... Сказанного достаточно; сам вопрос «для чего
    общаться» есть проявление присущей нам привычки и тяги к общению...
    Исходным моментом для исследования проблемы общения и обособления
    личности в обществе может служить известное положение К. Маркса: «Человек есть в самом буквальном смысле общественное животное, не только животное, которому свойственно общение, но
    животное, которое только в обществе и может обособляться».
    Входя в различные общности, человек выступает в них и как субъект, и как
    объект общения. То есть в процессе общения он испытывает на себе влияние окружающих и, в сою очередь, оказывает определенное воздействие на них в процессе коммуникативного взаимодействия.
    Еще Аристотель в своей «Риторике», как бы давая наиболее общую схему коммуникации, отмечал, что для осуществления любого акта человеческого общения необходимо по крайней мере 3 элемента:
    1) лицо, которое говорит; 2) речь, которую это лицо произносит; 3) лицо, которое эту речь слушает.
    Человек - существо общественное, следовательно, он может проявиться
    только в обществе - в процессе общения. В результате этого происходит влияние общества на личность. Человек в обществе ведет себя определенным образом, проявляя при этом какие-то качества
    и свойства личности. Наличие индивидуальных качеств и свойств, отличающих данного конкретного человека от других, тесно связано с процессом обособления в обществе.
    Общение - один из важнейших факторов возникновения, развития и
    укрепления познавательных интересов у растущего человека. Особенно это относится к общению со сверстниками [5] .
    Глава 2.
    Отрочество как этап жизни и некоторые психолго-педагогические характеристики переходного возраста.
    Отрочество - это
    беспокойство: «Вдруг я
    Не такой, как все?» И ужас:
    «Вдруг я такой, к...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены