Особенности проявления коммуникативных способностей у детей подросткового возраста

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Особенности проявления коммуникативных способностей у детей подросткового возраста

    Оглавление:
    Введение
    Глава 1
    Состояние проблемы способностей в современной
    психологии
    Понятие способностей в психологии
    Различные подходы к изучению проблемы способностей
    Виды способностей
    Глава 2
    Особенности развития способностей в подростковом
    возрасте
    Общение как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте
    Развитие способностей к общению
    Способность к общению и её значение в развитии организаторских и коммуникативных качеств
    Глава 3
    Опытно-экспериментальное исследование уровня
    развитости у подростков способности к общению
    Задачи и методика исследования
    Анализ и обсуждение результатов исследования
    Заключение
    Список используемой литературы
    Приложения
    Введение
    Актуальность исследования.
    Проблема способностей является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая её, прежде всего следует учесть, что реальным
    предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Человеческие способности – это величайший из даров природы. Этим даром награждён каждый человек. Но
    разница состоит в том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше.
    Способности образуются в ходе жизни людей, изменяются с изменением объективных условий, а следовательно воспитуемы и преобразуемы. Способности человека, разные их типы и степени
    относятся к важнейшим проблемам психологии. Однако, научная разработка вопроса о способностях ещё крайне недостаточна. В связи с этим тема нашего исследования – «Особенности
    проявления коммуникативных способностей у детей подросткового возраста».
    Цель исследования
    : изучить особенности проявления коммуникативных способностей у учащихся в подростковом возрасте.
    Задачи исследования
    Проанализировать проблему способностей в психолого-педагогической литературе.
    Рассмотреть различные подходы к изучению проблемы способностей в психологии.
    Изучить особенности проявления коммуникативных способностей в подростковом возрасте.
    Объект исследования:
    дети подросткового возраста
    Предмет исследования:
    проявление коммуникативных способностей учеников 9
    класса
    Гипотеза исследования:
    в связи с тем, что общение является ведущим видом
    деятельности в подростковом возрасте, мы можем
    предположить, что в этом возрасте дети будут
    обладать высокими коммуникативными способностями.
    Методы исследования:
    Метод анализа научной литературы
    Психодиагностический метод
    Метод качественного и количественного анализа результатов исследования.
    Глава 1.
    Состояние проблемы способностей в современной психологии.
    Понятие способностей в психологии.
    Проблема способностей является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая её, прежде всего следует учесть, что реальным предметом
    психологического исследования является деятельность и поведение человека. Нет сомнений, что источником понятия о способностях является бесспорный факт различия людей по количеству и
    качеству продуктивности их деятельности. Многообразие видов деятельности человека и количественно-качественная разница продуктивности позволяет различать виды и степени способностей.
    О человеке, делающем что-либо хорошо и быстро, говорят как о способном к этому делу. Суждение о способностях имеет всегда сравнительный характер, то есть основывается на сопоставлении
    продуктивности, умении одного человека с умением других. Критерием способности является уровень (результат) деятельности, которого одним удаётся достигнуть, а другим нет. История
    общественного и индивидуального развития учит, что всякое искусное умение достигается в результате более или менее напряжённой работы, различных, иногда гигантских,
    «сверхчеловеческих» усилий. С другой стороны, одни достигают высокого владения деятельностью, умения и умелости при меньшей затрате сил и быстрее, другие не выходят за пределы средних
    достижений, третьи оказываются ниже и этого уровня, даже если они усердно стараются, учатся и имеют благоприятные внешние условия. Именно представителей первой группы называют
    способными.
    Способности человека, разные их типы и степени, относятся к важнейшим и сложнейшим проблемам психологии. Однако, научная разработка вопроса о способностях ещё крайне
    недостаточна. Поэтому в психологии не существует единого определения способностей.
    В.Г. Белинский понимал под способностями потенциальные природные силы личности, или её возможности.
    По Б.М. Теплову, способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
    С.Л. Рубинштейн понимает под способностями пригодность к определённой деятельности.
    Психологический словарь определяет способность как качество, возможность, умение, опыт, мастерство, талант. Способности позволяют совершать определённые действия в заданное
    время.
    Способность – это готовность индивида к выполнению какого-либо действия; годность – имеющийся потенциал для выполнения какой-либо деятельности или возможность достичь
    определённого уровня развития способности.
    На основе изложенного можно дать ориентировочное и предварительное определение способности.
    Способность представляет собой выражение соответствия между требованиями деятельности и комплексом нервно-психологических свойств человека, обеспечивающим высокую
    качественно-количественную продуктивность и рост его деятельности, которое проявляется в высокой и быстро растущей (по сравнению со средним человеком) умелости овладевать этой
    деятельностью и владеть ею.
    Не было бы ошибочным несколько более обычное и простое определение способности как комплекса врождённых и приобретённых свойств человека, обеспечивающих ему возможность более,
    чем у среднего человека, высокой и продуктивной деятельности.
    Однако первое мы считаем предпочтительным, так как оно оттеняет соответствие объективных требований и личных качеств, подчёркивает роль трудовой практики и указывает, что
    способность не простое свойство, а комплекс свойств, организуемых и развиваемых трудовой деятельностью.
    Различные подходы к изучению проблемы способностей.
    Формирование и развитие современного психологического учения о способностях начинается относительно поздно – в 19 веке, когда складывается психология как самостоятельная
    наука.
    Проблема способностей постоянно ставится перед человеком жизнью. Она всегда была столь же важной, сколько и увлекательной. Способности образуются в ходе жизни людей, изменяются
    с изменением объективных условий, а следовательно воспитуемы и преобразуемы. Именно жизнь ставит нас перед тем фактом, что общая одарённость является всегда фоном, на котором
    выявляются способности. Это мы можем проследить в многочисленных работах различных психологов. В области психологии и физиологии, в исследованиях способностей существует целый ряд
    общих идей и подходов. Но в этих многочисленных работах нет пока ни одного исследования, которое поставило бы вопрос о тех физиологических особенностях, которые связаны с понятием
    способность.
    Так, в 18 веке, Гельвеций, занимая крайние позиции в вопросе о спосо...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены