Познавательные психические процессы. Мышление, тестирование уровня мышления

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Познавательные психические процессы. Мышление, тестирование уровня мышления

    План.
    Введение
    Познавательные психические процессы
    Определение мышления
    Мысль как единица мышления
    Мышление как процесс
    Фазы мыслительного процесса
    Формирование понятий
    Язык и дискурсивное мышление
    Виды мышления
    Мышление и воображение
    Формирование и развитие мышления
    Тестирование уровня мышления
    Заключение
    «Мышление – орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом».
    И.П. Павлов.
    [16, с. 110]
    Введение.
    Психические процессы являются базовой основой человеческой
    психики. Три разновидности психических процессов – познавательные, эмоциональные и волевые – образуют в своей совокупности психическую деятельность
    человека.
    Психические процессы, с помощью которых
    формируются образы окружающей среды, а также образы самого
    организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами.
    Познавательные процессы - ощущение, восприятие, мышление , воображение, память – формируют информационную базу, ориентировочную
    основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний о окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем
    фактором, который при наличии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных, на каждый данный момент, направлений движения и удерживает движение в рамках
    этого направления. Осознаваемые человеком
    потребности также даны ему в форме знаний, по крайней мере в форме знания о том,
    что он чего-то хочет.
    Сама деятельность человека приобретает целенаправленный, упорядоченный
    характер, благодаря
    знанию о конечном ее результате как о цели, существующей в сознании , форме представления о какой-то конкретной вещи или форме абстрактной идеи.
    Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредованно –
    во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрому асфальту, был ли дождь, или устанавливаем
    законы движения небесных светил – во всех этих случаях мы отражаем мир обобщенно и опосредованно – сопоставляя факты, делая умозаключения, выявляя закономерности в различных группах
    явлений. Человек, не видя элементарных частиц, познал их свойства и, не побывав на Марсе, многое узнал о нем.
    Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельностно осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним, он осуществляет
    мыслительную деятельность – обобщенную ориентацию в мире.
    Мышление формирует структуру индивидуального сознания, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки, характерную для него интерпретацию явлений.
    Познавательные психические процессы.
    Все знания самого высокого порядка, например, знания о физических и химических свойствах веществ, о явно наблюдаемом
    устройстве вещей и скрыты от непосредственного взора закономерных
    отношениях между ними , о людях и их качествах, о самом себе и, наконец, знания об общем устройстве мира, являются результатом интеграции знаний, получаемых с
    помощью познавательных психических процессов разного уровня сложности. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию и вносит свой особый вклад в
    формирование внутренне связанной, динамичной,
    но в то же время целостной картины мира. Протекая одновременно, эти процессы взаимодействуют друг с другом настолько слаженно и настолько незаметно для нас, что мы
    в данный момент воспринимаем и понимаем мир не как нагромождение цветов ( оттенков, форм, звуков, запахов), в которых необходимо разбираться, чтобы установить, что к чему, и не как
    картинку, изображенную на каком-то экране, а именно как мир, находящийся вне нас, наполненный светом, звуками, запахами, предметами, населенный людьми, имеющий перспективу и явно
    воспринимаемый, а также и скрытый, не воспринимаемый в данный момент план. Несмотря на то, что с помощью органов чувств, в каждый момент мы воспринимаем только часть пространства, мы
    знаем, что пространство, окружающего нас мира целостно и непрерывно. Благодаря этим процессам мир предстает перед нами также в его временной целостности и непрерывности, как нечто,
    что развивается и существует не только в настоящем, но и имеет также прошлое и будущее, вследствие чего его временные границы расширяются беспредельно.
    Весь этот беспредельный в пространстве и времени мир умещается в маленьком пространстве человеческого организма. Организм, точнее нервная система, строит весь этот богатый образ
    мира и к тому же располагает его вне себя, пользуясь впечатлениями, получаемыми только сенсорной поверхностью, соприкасающейся с окружающим миром. Сенсорная
    (от лат.
    Sensus
    - чувство, ощущение) поверхность тела является тем экраном , на который проецируется окружающий мир, тем единственным средством и источником, с помощью которого нервная система
    только и может построить все богатство красок и форм этого мира. И хоть это именно поверхность, то есть тонкая ткань, располагающаяся в ограниченном пространстве и имеющая свою
    собственную конфигурацию и свойства, образ объекта, строящийся на основе изменений, происходящих на этой поверхности, располагается вне ее, обладает свойством глубины, а сам он кажется
    независимым и достоверным.
    Зрительно воспринимаемый нами в данный момент мир представляет собой образ («картинку»), лежащий за пределами нашего организма действительности, в чем отчасти можно
    убедиться, проделав небольшой эксперимент. Для этого нужно сосредоточить взгляд на каком-то отдаленном предмете и аккуратно, сквозь нижнее веко надавить на глазное
    яблоко. Произойдет следующее: от «объекта» как бы отделится его «образ» вместе с окружающим его планом, при этом отделившийся «образ» приобретет безжизненный, уплощенный характер и
    станет действительно картинкой.
    Слова «объект» и «образ» взяты здесь в кавычки потому, что в действительности и то и другое суть образы объекта, которые до этого совмещались
    в некое целое, придавая ему качество именно отдельной вещи, а не образа.
    [4, с.115]
    В обыденной жизни мы не отдаем себе отчета в том, что, в частности, зрительно воспринимаемый нами мир- всего лишь его образ.
    Образы окружающих нас объектов представляются нам настолько достоверными, что мы отождествляем их
    с самими объектами, и только в особых условиях это обстоятельство начинает нами осознаваться, да и то лишь частично. В
    этих случаях
    мы говорим себе, что нам
    что-то «кажется»,
    «мерещится». Если имеются какие- то
    понятные объяснения, то эта «кажимость» переживается нами относительно спокойно, но она приводит в ужас,
    если
    таких объяснений
    найти не удается. Легко понять переживания человека, который ясно видит, например, как находящаяся перед ним приборная
    доска начинает таять и капать на пол, стены комнаты - изгибаться, части лица стоящего перед ним человека – смещаться относительно друг друга, а сам он начинает
    скучиваться вдол...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены