Терапевтический эффект современной мелодрамы (на материале мелодрам Е. Вильмонт)

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Терапевтический эффект современной мелодрамы (на материале мелодрам Е. Вильмонт)

    План
    стр.
    Введение
    2 – 3
    Часть
    . Библиотерапия. Ее особенности
    4 – 10
    1.1.
    Библиотерапия (определение)
    1.2.
    Основные задачи библиотерапии
    1.3.
    Виды библиотерапии
    1.4.
    Степень эффективности библиотерапии.
    2.1. Психотерапевтические процессы при библиотерапии
    2.1.1. Неспецифические процессы
    2.1.2. Специфические процессы
    3.1. Литература с точки зрения библиотерапии
    3.1.1. Особенности воздействия художественной
    литературы на читателя
    3.1.2. Структура библиотерапевтического воздействия
    Часть
    . Терапевтический эффект современной мелодрамы
    11 – 21
    1.1.
    Особенности жанра мелодрамы
    1.2.
    Мелодрамы Е. Н. Вильмонт
    1.2.1.
    «Перевозбуждение примитивной личности»
    1.2.2.
    «Плевать на все с гигантской секвойи!»
    1.2.3.
    «Три полуграции, или Немного о любви в конце тысячелетия»
    Заключение
    22 – 23
    Библиография
    Введение
    Одна из примет современной массовой литературы – богатое жанровое разнообразие. С некоторой долей условности можно даже выделить специфически
    «женские» и «мужские» литературные жанры. Лидер продаж среди «женских» жанров – мелодрама, иначе –
    любовный роман.
    Одна из жанровых особенностей мелодрамы заключается в том, что «это не история … становления, это история любви»
    . Следовательно, все произведения в жанре мелодрамы представляют собой один сюжет со множеством вариаций, именно поэтому чтение новой мелодрамы – это еще в некотором роде и
    перечитывание старой. Феномен перечитывания свидетельствует о том, что для читателя принципиально важной становится возможность не столько «вспоминания» содержательно-фактуальной
    информации, заложенной в произведении, сколько возможность еще раз испытать сильные эмоциональные переживания. В основе мелодрамы нередко лежат реальные жизненные ситуации, в которых
    оказывались автор книги или его друзья или знакомые. Порой установка на достоверность дается уже в предисловии: «Эту историю мне рассказала Дина, племянница моей подруги. Я
    изменила … только имена и фамилии»
    . Отсюда еще одна цель чтения мелодрам – поиск ответов на свои жизненно-важные вопросы. По мнению М. Пруста, в моменты духовного упадка «чтение может стать чем-то вроде лечебной
    дисциплины… Книги играют тогда … ту же роль, что психотерапевт для иных неврастеников». Писатель сравнивает такое чтение с «импульсом, идущим от другого ума, но полученным в
    уединении…»
    М. Пруст тонко подметил ту важную функцию чтения, которая актуальна применительно ко всем жизненным ситуациям. Как серьезная
    классическая проза и поэзия, так и современная массовая литература, главной целью которой часто является развлечение, – способны помочь читателю в трудную минуту
    жизни, потому что нередко обладают несомненным
    терапевтическим воздействием на психику человека.
    В психотерапии существует специальный термин для обозначения этого феномена слова – библиотерапия, что в дословном переводе означает «лечение книгой» (от греч. biblion - книга и
    theraрeia - лечение).
    Цель данной курсовой работы
    – выявить особенности терапевтического воздействия на психику женщины такого жанра современной массовой литературы, как мелодрама.
    Задачи
    Раскрыть основные аспекты библиотерапии.
    Проанализировать ряд мелодрам Е. Вильмонт с точки зрения библиотерапии.
    Часть
    . Библиотерапия. Ее особенности
    Библиотерапия
    наука, нацеленная на формирование у человека навыков и способностей противостоять неординарным жизненным ситуациям (болезням, стрессам, депрессии и т. д.), укреплять
    силу воли, наращивать интеллектуальный и образовательный уровни. (По Ю. Н. Дрешер
    ) В основе библиотерапии лежит использование специально отобранного для чтения материала как терапевтического средства.
    Библиотерапию условно можно разделить на два вида
    Целенаправленная библиотерапия способствует воспитанию силы воли, оптимизма, утверждению веры в себя.
    Нецеленаправленная библиотерапия служит для поднятия настроения, отвлечения читателя от навязчивых мыслей о проблеме.
    Основные задачи библиотерапии
    Достижение пациентом лучшего понимания своих проблем.
    Расширение возможностей их вербализации.
    Включение этих проблем в контекст общественно выработанного опыта.
    Положительный эффект достигается путем
    систематического
    чтения специально подобранных книг. Лечебное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные восприятия, связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли,
    усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют болезненные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям.
    При выборе литературы для чтения определяющими становятся такие факторы, как личностные особенности, социальный опыт, образовательный и культурный уровни.
    Степень эффективности процесса библиотерапии определяют три основных компонента
    Профессиональный уровень специалиста-библиотерапевта.
    «Качество» библиорецептур (книг, подобранных библиотерапевтом с учетом проблем пациента).
    Мотивация чтения, читательские ожидания и эмоционально-ценностные установки
    Книги – мощные инструменты, которыми можно воздействовать на мышление людей, на их характер, формировать их поведение, помогать в решении проблем. Причина этого заключается в
    том, что при чтении происходит активизация ряда важнейших психотерапевтических процессов.
    Психотерапевтические процессы при библиотерапии
    Неспецифические процессы
    – характеризуются широтой, универсальностью своего воздействия на всю личность и на конкретные нарушения преимущественно через всю личность:
    Успокоение.
    Удовольствие.
    Чувство уверенности в себе, вера в свои возможности.
    Высокая психическая активность
    , которая поддерживает нормальные и защитные психические и физиологические процессы, подавляет патологические, способствует исчезновению травмирующих переживаний.
    Общее постоянное психическое развитие личности
    , которая стимулирует целостность личности, тенденции к сложным компенсаторным реакциям, более творческому преодолению трудностей, спонтанности.
    Специфические психотерапевтические процессы
    – характеризуются более узкой, специальной направленностью на нарушения и на личность преимущественно через какой-либо один психический процесс: мышление, чувство,
    деятельность. Поэтому они более просты и конкретны, легче регулируются.
    Контроль
    над психическими процессами путем их усиления
    через повторение, воспроизведение деталей или ослабления посредством анализа, оттеснения другими воспоминаниями и эмоциями.
    Эмоциональная переработка
    – способность проявлять личные эмоции, сравнивать их с эмоциями других людей. Это позволяет научиться наиболее оптимальным реакциям и действиям, помогает избегать слишком бурных,
    слабых или извращенных эмоциональных реакций.
    Тренировка –
    стремление стараться как можно чаще чувствовать, желать, думать, делать то, что дается с трудом. Вследствие этого тренируются, укрепляются нормальные психические процессы и
    вытесняются патологические. Тренировка осуществляется путем «проигрывания» в воображении диалогов и поведения, которые альтернативны поведению действующих лиц произведения.
    Раз...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены