Стимулы и ограничения в праве (теоретический аспект)

    Дисциплина: Юриспруденция
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Стимулы и ограничения в праве (теоретический аспект)

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
    ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ И.А. БУНИНА
    ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
    КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
    СТИМУЛЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ В ПРАВЕ
    (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
    Курсовая работа студента 1 курса группы Ю-11
    Иванова Игоря Александровича
    Научный руководитель
    д.ю.н.
    проф. Сафронова Е.В.
    ЕЛЕЦ 2007
    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение……………………………………………………………………...3
    Правовые стимулы……………………………………………………......5
    Понятие правового стимула........................................................................
    Классификация правовых стимулов……………………………………8
    Правовые ограничения………………………………………………….17
    Понятие правового ограничения…………………………………………
    Классификация правовых
    ограничений………………………………19
    Правовые стимулы и правовые ограничения как взаимообеспечивающие друг друга юридические категории………………………………23
    Правовой режим как комбинация стимулирующих и ограничивающих средств воздействия…………………………………………………….27
    Заключение…………………………………………………………………29
    Список использованных источников и литературы……………………..31
    ВВЕДЕНИЕ
    Изучение нашей темы, как и изучение других вопросов, касающихся правового регулирования общественных отношений, приобрело практический смысл совсем недавно, а именно, с тех пор,
    как политический режим в нашей стране стал определять себя как правовой: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство» - так гласит
    Конституция. Вместе с тем, постоянно меняющиеся политические условия, связанные с движением нашей страны по пути «суверенной демократии», а также, ряд внешнеполитических факторов,
    заставляют сомневаться в востребованности как правовых методов социального регулирования, так и теоретических изысканий, связанных с ними, в будущем. На наш взгляд, наука должна быть
    отделена от политики, поэтому, принимая во внимание вышеупомянутые, постоянно меняющиеся условия, мы пришли к выводу, что проблема действия права в иформационно-психологическом
    аспекте, как и вообще действия права, противопостовляемого простому применению писаных законов, полезна и интересна.
    По нашему мнению, правовые стимулы и правовые ограничения, как факторы, влияющие на поведение субъектов правоотношений, сами по себе достаточно далеки как от индивидуальных
    представлений о добре, справедливости и о должном поведении, присутствующих у каждого, так и от принуждения путём прямого насилия, поэтому только они могут широко применяться
    при социальном регулировании. Мы считаем, что прямое насилие неприемлемо по определению, а рассчитывать на чужую совесть – наивно, поэтому использование стимулов и
    ограничений – своеобразная золотая середина среди двух крайностей.
    Следует отметить, что современная отечественная юридическая наука не уделяет нашей теме того внимания, которого она заслуживает: среди ученных, в последнее время, исследовавших
    стимулы и ограничения в праве, можно вспомнитьтолько А.В.Малько, опубликовавшего подробный труд, посвященный этой проблеме, а также, ряд статей и лекций. Некоторые аспекты нашей темы
    изучались коллегами А.В.Малько по Саратовской академии права: так И.С.Морозова занималась проблемой эффективности льгот в Российском праве, а О.М.Киселёва изучала историко-юридический
    аспект института правового поощрения в России; проблемы правовых ограничений в своих трудах касались К.К.Гасанов – доцент Московского гуманитарного университета МВД России, и
    А.В.Стремоухов – профессор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Что касается других признанных специалистов в области права, то они избегают нашей темы.
    Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить теоретический аспект использования стимулов и ограничений в правовом регулировании, для чего подробнее осветить их
    понятия и классификацию, рассмотреть их как взаимодополняющие и взаимообеспечивающие юридические средства, выяснить, какова роль стимулов и ограничений в правовых режимах. Важной, на
    наш взгляд, задачей является рассмотрение дискуссионных вопросов, которые присутствуют, хотя и в небольшом количестве в нашей теме.
    1. ПРАВОВЫЕ СТИМУЛЫ
    Понятие правого стимула
    При формировании любого определения, следует выделить все существенные признаки, присущие предмету данного определения. Так правовые стимулы характеризуются следующим:
    «они связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, так как выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо
    снижении меры лишения ценностей (например, отмена или снижения меры наказания – есть стимул);
    сообщают о расширении объёма возможностей;
    обозначают собой положительную правовую мотивацию;
    предполагают повышение позитивной активности;
    направлены на… изменение общественных отношений…»
    Таким образом, правовой стимул – это правовая мера, регулирующая общественные отношения, путём побуждения субъекта этих отношений к определённому поведению за счёт представления
    ему дополнительных возможностей и благ.
    Следует отметить, что стимулирующее воздействие должно быть связано с добровольностью, свободой выбора поведения, личной заинтересованностью, служить интересам данного субъекта,
    а не интересам стороны, противостоящей ему в правоотношении. Характерной чертой правового стимула является его ориентация на общественно-активное поведение, при этом,
    для государства, как формального творца права, выгодно, чтобы это активное поведение было ещё и творческим. Хотя, может показаться, что для власти выгодно, чтобы
    граждане просто выполняли приказы, поступающие сверху, были подобны винтикам в едином механизме, одни служили государству своей физической силой, другие – мозгами, но подобная схема
    не может сохранять свою эффективность в течение долгого времени и неизбежно приводит к кризису. В качестве примера можно вспомнить любой авторитарный режим, который в начале своей
    истории может, хотя это и не обязательно, добиться определённых выдающихся успехов, но потом изживает себя и заканчивается либо радикальным реформированием (в
    лучшем случае), либо крупными социальными потрясениями.
    Таким образом, для государства более разумно проводить политику стимулирования творческой активности граждан, не зависимо от сферы её приложения, хотя и это подлежит
    регулированию через стимулирование, социальная активность – залог прогресса, а прогресс – гарантия благополучия.
    В процессе написания данной работы нам пришлось сделать интересное наблюдение: в некоторых случаях, наложение негативной санкции может выступать в роли стимула, но только при
    условии, что последствия этой санкции могут быть преодолены вследствие определённых действий объекта этой санкции. Например, студент, получивший неудовлетворительную оценку за
    курсовую работу, получает ещё и серьёзный повод написать её самостоятельно и качественно. Возможно, это не самый удачный пример, но для нас он весьма актуален.
    А.В. Малько писал об этом: «Отмена или снижение меры наказания есть стимул».
    1.2 Классификация правовых стимулов.
    В зависимости от ос...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены