Сущность государства

    Дисциплина: Юриспруденция
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Сущность государства

    Оглавление:
    Введение
    а) Актуальность проблемы
    б) Обзор прочитанной литературы
    в) Вождества - прототип раннего государства
    Основная часть
    а) Понятие политической власти
    б) Признаки государства
    в) Функции государства
    Заключение
    4. Список использованной литературы
    На любом этапе развития человечества вопрос о том, каким должно быть государство, его функции, а также как и кем должна осуществляться государственная власть оставался в той или
    иной степени актуальным и насущным. Для нас и нашей страны решение этого вопроса как нельзя наиболее своевременно, т.к. мы находимся на переходном этапе от тоталитарного режима к
    демократическому государству.
    В юриспруденции, которая вошла в историю политической и правовой мысли под названием советская, был выработан взгляд на проблему государства, служивший в течение ряда
    десятилетий идеологическим оправданием тоталитарного режима. Его бедность такова, что в библиографическом указателе по теории государства и права приводится всего 6
    научно-литературных источников
    1, посвященных - по мысли составителя библиографа - освещению проблемы государства. Случайности в этом нет, поскольку детальная разработка указанной проблемы неизбежно
    привела бы исследователей к выводу о неправовом характере тоталитарного государства. Такой вывод не только требовал мужества, но и прежде всего не устраивал властные структуры
    тоталитарного государства.
    Обстановка изменилась в связи с официальным признанием необходимости формирования в нашей стране правового государства
    2. Это вызвало оживление исследование проблем связанных с государством. Лишь очень малая часть из них легла в основу этой работы.
    Конечно, у каждого из авторов, использованной в работе литературы существует своё мнение по проблеме государства. Каждый из авторов приводит свою типологию признаков и функций
    государства по различным основаниям, но ясно одно (даже если этого явно не видно в тексте), что все авторы (кроме тех кто писал книги, статьи до 1985-88 г.г.) единогласны в том, что в
    Российском государстве признаки и функции государства признанные во всём мире либо искажены, либо отсутствуют полностью.
    За всю историю человечества происходило постоянное изменение в структурах государств, их признаках и функциях. Самым первым прототипом зарождающейся государственности в древние
    времена были так называемые вождества. Именно в них проявлялись первые зародыши государственных признаков.
    Их можно охарактеризовать, как социальный организм, состоящий из группы общинных поселений, иерархически подчинённых центральному, наиболее крупному из них, в котором проживает
    правитель (вождь). Можно выделить несколько основных признаков этой формы социополитической организации
    Иерархическая система принятия решений
    Отсутствие узаконенной власти, которая имеет монополию на применение силы
    Чёткая социальная стратификация
    Наличие редистрибуции в экономике (перераспределение прибавочного продукта по вертикали)
    1 - См.: Теория государства и права. Библиография. 1917-1968. М., 1969, с.45.
    2 - См.: Материалы
    всесоюзной конференции КПСС. М., 1988, с.145.
    Наличие общей идеологической системы и
    или общей культуры и ритуалов
    В политантропологической литературе выделяются два основных подхода к
    пониманию ранней государственности. Интегративные, или управленческие, теории главным образом ориентированы на то, чтобы объяснить феномен государства как более высокую стадию
    экономической и общественной интеграции. Конфликтные, или контрольные, теории показывают происхождение государственности и ее внутреннюю природу с позиций отношений эксплуатации,
    классовой борьбы, войны и межэтнического доминирования. Такая двойственность справедлива и при рассмотрении различий между вождеством и государством.
    Первый комплекс отличий связан с интегративным взглядом на процесс
    социокультурной эволюции. С этой точки зрения государство представляется как политическая система с более сложной экономической и социальной инфраструктурой. Обычно в число
    признаков, наиболее ярко характеризующих становление государственности, включаются высокоразвитое и специализированное ремесло и торговля, крупное монументальное строительство,
    урбанизация, появление письменности.
    К этим компонентам можно добавить и ряд других изменений. Если население
    вождеств составляло десятки тысяч и лишь в редких случаях доходило до ста тысяч человек, то население ранних государств составляло уже многие сотни тысяч и миллионы человек.
    Соответственно качественно возросла плотность населения и географические размеры ранних государств. К тому же, если для вождеств, как правило, характерна тенденция к этнической
    гомогенности, а этническая гетерогенность скорее была исключением, чем правилом, то для ранних государств многоэтничность была уже обязательной чертой общественной структуры.
    Сдвиг в социально-экономическом развитии сопровождался коренной
    трансформацией идеологической системы. Уже в поздней первобытности встречались зачатки сакрализации верховной власти, иерархия не только в мире людей, но и в пантеоне божеств. В
    раннем государстве эти процессы получили дальнейшее развитие. Правитель узаконивал свое положение ссылками на божественное происхождение, выполнял ряд важных для общества религиозных
    ритуалов и функций. В то же время в раннем государстве можно проследить тенденцию к введению верховного божества или, позднее, заимствование мировых религий от более цивилизованных
    соседей. Это, с одной стороны, дополнительно увеличивало сакральность и легитимность правителя «сверхъестественным» способом, а с другой стороны, благоприятствовало политической,
    культурной и этнической интеграции социального организма.
    Важной стороной трансформации мировоззрения является и сложение религиозно-
    -идеологических представлений о системе «взаимного обмена услугами» между производящими массами и правящей элитой, согласно которым первые обязуются исправно платить налоги и
    исполнять повинности, а вторые считаются ответственными за охрану и благосостояние подданных, выполняя управленческие функции в соответствии со своими сверхъестественными
    способностями. Данные представления
    способствовали снятию социальных противоречий в социуме при неразвитом аппарате управления и тем самым придавали общественной структуре дополнительные консолидирующие
    импульсы.
    Еще одно крупное интегративное отличие вождества от государства связано с
    качественными преобразованиями структуры управления. Политическая иерархия являлась фундаментальным признаком вождества, но в вождествах элита не была функционально
    дифференцирована. На всех уровнях иерархии она имела, как правило, схожие функции, отличаясь только степенью компетенции в принятии решений. Это делало, по мнению ряда авторов, всю
    систему нестабильной, а каждый отдельный сегмент - «потенциально независимым». Государство в этом плане отличается от вождества тем, что зачаточные органы управления, помогающие элите
    в управлении чифдомом, трансформируются в специализированный бюрократический аппарат, основанный на ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены