Экономические функции государства. Государственное регулирование экономики
Дисциплина: ЮриспруденцияТип работы: Курсовая
Тема: Экономические функции государства. Государственное регулирование экономики
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО “ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”
Кафедра экономической теории и маркетинга
Курсовая работа по макроэкономике
на тему:
“Экономические функции государства. Формы и методы вмешательства государства в экономику”
Выполнила студентка гр. 2Тэ-3
Шпыркова В.Н.
Проверила
Смолянец В. С.
Витебск 2005г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Государственное регулирование экономики………………………….…...5
1.1 Государство как рыночный субъект…………………………………..5
1.2Понятия и пределы……………………………………………………...7
1.3Субъекты и объекты…………………………………………………...16
1.4Функции, формы и методы государственного регулирования экономики…………………………………………………………………19
Правовые основы организации управления экономикой…………..26
Антимонопольное законодательство………………………………..29
Перераспределение доходов…………………………………………35
Стабилизация макроэкономического положения…………………..40
Финансовая и денежно-кредитная политика государства…………….44
3.1 Финансовая политика………………………………………………..44
3.2 Денежно-кредитная политика……………………………………….57
Проблемы и ограничения государственного вмешательства…………64
Заключение……………………………………………………………………...66
Приложение А.
Расходы республиканского бюджета по функциональной бюджетной классификации Республики Беларусь на 2005 год……………...68
Приложение Б.
Доходы республиканского бюджета на 2005 год…………...72
Список литературы……………………………………………………………...74
Введение
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего
существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование
экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней
торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий
спектр мнений и подходов – от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в
экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе «кейнсианской революции», которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и
доказала невозможность «самоисцеления» экономического спада.
Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом,
государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует
широкий набор средств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, денежно-кредитная политика, экономическое законодательство и т.д.
В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения,
например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов
общественным.
Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в
целом. Таким образом, макроэкономическая политика и роль государства являются важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживают самого пристального внимания.
Целью данной курсовой работы является изучение роли государства в развитии экономики стран переходного периода, форм и методов государственного вмешательства.
Задачи курсовой работы следующие:
изучение вопроса о государственном регулировании экономики;
изучение функций, форм и методов государственного
регулирования экономики;
изучение вопросов правовой организации экономики;
определение роли финансовой и денежно-кредитной политики государства;
ограничения государственного вмешательства в экономику.
1 Государственное регулирование экономики
Государство как рыночный субъект.
Для того, чтобы начать анализ государственного регулирования выясним, какую роль оно выполняет в рыночном механизме.
Как рыночный субъект государство характеризуется тремя признаками:
1) Регулирующий субъект. Роль государства в механизме рыночной экономики – основная проблема современной экономической теории. Дело в том, что исходный пункт становления рыночной
экономики – ее освобождение от удушающих пут государства. И долгое время невмешательства государства в сферу частного бизнеса оставалось условием реальности рыночной экономики как
системы свободного предпринимательства. Однако, с 30-хгг.
в. (со времен Великой депрессии) рыночная экономика (из-за монополизма) потребовала активного государственного регулирования как условие ее социальной эффективности. Кейсианство и
стало концепцией государственного регулирования экономики. Однако, кейсианский инструмент – «фискальная» (налогово-бюджетная) политика – оказалась неадекватным природе рыночной
экономики, поэтому с 70-х гг. сформировался новый подход – монетаризм, который, не отрицая необходимости государственного регулирования, пытается найти более тонкий экономический
механизм государственного регулирования (ДКП).
Проблема порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соотвестввующих изменений в масштабах и инструментах государственного регулирования. Словом, кейсианство – это
«вмешательство», «хирургия», а монетаризм – «регулирование», «терапевтическое лечение».
«Внерыночное происхождение государственного дохода». «Рыночным» является такой экономический субъект, который получает постоянный доход, за счет которого
осуществляет расходы. Следовательно государство в той мере вовлечено в рыночную экономику, в какой располагает доходом и производит расходы. Однако вся тонкость в том, что природа
государственного дохода уникальна – если исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий – как
следствие перераспределения части доходов «первичных» рыночных субъектов (домохозяйств, фирм) в пользу государства. Это позволяет квалифицировать государство как «вторичный»,
«производный» рыночный субъект, экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса.
3) «Императивный статус государства». Государство – единственный субъект в рыночной экономике, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов. ...