Методические подходы, формы и методы регулирования занятости слабозащищенных слоев населения (молодежи)
Дисциплина: СоциологияТип работы: Курсовая
Тема: Методические подходы, формы и методы регулирования занятости слабозащищенных слоев населения (молодежи)
Министерство образования Российской Федерации
Восточно-Сибирский государственный технологический университет
Институт устойчивого развития
Кафедра «Социальные технологии»
Методические подходы, формы и методы регулирования занятости слабозащищенных слоев населения (молодежи)
(Курсовая работа)
Выполнил
студент гр. 729-2
_____________ К.А. Дандаров
Научный руководитель
Доктор социологических наук,
_______________П.А. Чукреев
Улан-Удэ
2002
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Методологические основы технологий регулирования занятости
1.1. Понятия «занятость» и «рынок труда» как предмет научного исследования………………………………………………………….7
1.2. Нормативно правовые основы регулирования занятости………...12
Глава 2. Технологии регулирования занятости молодежи
2.1. Молодежь на рынке труда…………………….…………………….17
2.2. Технологические подходы в решении проблем незанятости среди молодежи (анализ деятельности городского центра занятости населения города
Улан-Удэ)………………………………………..23
2.3. Практическое применение методов изучения субъектов рынка труда (опрос среди посетителей ярмарки-выставки вакантных мест 9 октября 2001 года в городе
Улан-Удэ)……….…………………..30
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...42
Введение
Актуальность
темы исследования
. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодых людей, занятых в непроизводственной сфере, а это требует внесения изменений в их трудовую
подготовку и переподготовку. Выбранные молодежью социальные
ориентиры во многом определяют будущее общество. Составляя 48% общей численности экономически активного населения, молодые люди от 16 до 29 лет имеют наименьшую
конкурентоспособность за рабочее место на рынке труда. По данным переписи населения в 1989 году, молодежи от 14 до 30 лет насчитывалось в Российской Федерации 34,4 млн. человек. За
последние 10 лет численность молодежи сократилась на 4,8 млн. человек. Падение рождаемости в нашей стране привело к старению населения, увеличилась
доля 25-29–летних.
Однако, границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигшего нужного уровня
благосостояния и культуры. Воздействие этих факторов проявляется в продолжительности жизни людей, в расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет. Нижняя
возрастная граница определяется тем, что именно в этом возрасте подросток впервые получает право выбора в социальном плане: продолжить учебу в школе, поступить в технический или
гуманитарный колледж или пойти работать. К 30 годам человек, как правило, достигает профессиональной зрелости, завершается формирование его семьи, он занимает определенное положение
в обществе.
Незанятость молодых людей ведет к негативным проявлениям, как в сфере экономики, так и в сфере социальной жизни общества. С ростом числа незанятых складывается «нерациональная
структура занятости». На большинстве предприятий сохраняется значительная численность неполностью занятых работников, что, как правило, ведет к снижению
производительности труда и реальных доходов. Также молодежная среда
мошенничеств на 75,8%, вымогательств – 2,2 раза.
Из года в год растет число женских преступлений. Большую тревогу в России вызывает тенденция к омолаживанию женской преступности. В воспитательно-трудовых колониях
для несовершеннолетних содержится сегодня 1136 девочек – подростков. Большая часть осуждена за тяжкие преступления. В 1997 году было зафиксировано 150 случаев детоубийства. Как
правило, на убийство детей идут молодые матери, не нашедшие себя в жизни, без семьи, без жилья, без работы.
Проблемы
наркомании, алкоголизма и проституции отчасти являются
производными безработицы. Отсутствие перспектив на будущее в молодом возрасте особенно опасно. Именно из этого слоя пополняются ряды преступников, наркоманов,
членов экстремистских политических течений.
Также молодежь не может избежать негативного воздействия пороков
и издержек в ходе реформирования системы государственной власти, породивших скептицизм, недоверие, потерю идеалов. Суть преобразований
государства должна состоять в том, чтобы связать потребности и интересы молодежи с потребностями и интересами общества, включить ее в процесс
преобразования. Таким образом, проблема занятости молодежи является актуальной социальной проблемой, поэтому требует особого внимания, как
со стороны государственной власти, так и со стороны общества в целом.
Научная разработанность темы
. В исследовании данной проблемы
заметно преуспели зарубежные социологи и экономисты. Но и в нашей стране эта тема не осталась без внимания специалистов. Уже в двадцатых годах
века, данная тема рассматривалась такими авторами как: Н.М.Блинов, Зайцев, В.П.Шубин и другими.
В конце
века в связи с реформированием России и резким увеличением проблем безработицы, заметно возросло количество работ по социологическим и экономическим дисциплинам, посвященных
проблеме занятости в обще и молодежи в том числе.
Однако большинство работ имеет относительно поверхностный характер и изучает лишь отдельные аспекты проблем безработицы среди молодежи.
К числу наиболее известных и фундаментальных исследователей проблемы занятости молодежи в современной России относится П.А.Чукреев.
Целью исследования данной курсовой работы
является изучение методических подходов, форм и методов регулирования занятости молодежи, как одного из слабозащищенного слоя населения, нуждающегося в государственной
поддержке.
Цель работы определяет
задачи
, которые необходимо решить:
Рассмотреть методические основы технологий регулирования занятости.
Рассмотреть
нормативно-правовые основы регулирования занятости молодежи.
Изучить проблему занятости молодежи на современном рынке труда.
Выявить технологические подходы в решении проблем незанятости молодежи.
Исследовать данные социологического опроса для практического применения методов изучения субъектов рынка труда.
Объект исследования
– молодежь как социально-демографическая группа, имеющая специфические особенности социального положения и в силу этого наиболее уязвимая к проблеме незанятости.
Предметом исследования
– является изучение методических и технологических подходов к регулированию проблем занятости молодежи.
Практическая значимость
курсовой работы заключается в возможности использования основных положений для написания других курсовых работ и использовании их на научно-практических
конференциях.
Структура и объем курсовой работы
. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Методологические основы технологий
регулирования занятости
1.1. Понятия «занятость» и «рынок труда» как
предмет научного исследования
Для изучения методологических основ социальных технологий регулирования занятости молодежи, необходимо определиться с понятийно-категориальным аппаратом проблем занятости.
Поскольку «занятость населения»,...