Процессы дифференциации доходов населения и их государственное регулирование

    Дисциплина: Социология
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Процессы дифференциации доходов населения и их государственное регулирование

    Курсовая работа
    Процессы дифференциации доходов населения и их государственное регулирование
    Москва
    2002
    Содержание
    TOC o \"1-2\" h z
    Введение
    PAGEREF _Toc9660826 h
    1. Социальная политика Российской Федерации
    PAGEREF _Toc9660827 h
    1.1. Итоги реформирования российского общества
    PAGEREF _Toc9660828 h
    1.2. Деградация систем материального стимулирования труда
    PAGEREF _Toc9660829 h
    2. Процессы дифференциации доходов населения и их государственное регулирование
    PAGEREF _Toc9660830 h
    2.1. Социальные процессы в период начала реформ
    PAGEREF _Toc9660831 h
    2.2. Системы социальной защиты в современной России и их реализация
    PAGEREF _Toc9660832 h
    Заключение
    PAGEREF _Toc9660833 h
    Список литературы
    PAGEREF _Toc9660834 h
    Введение
    Содержание социальной политики заключается в деятельности государства и других политических институтов по управлению развитием социальной сферы общества. Важно подчеркнуть, что
    социальная политика является своеобразной концентрацией всех иных видов политики, ибо она направлена на специфический объект - социальные отношения.
    Ясно, что социальная политика в современном мире осуществляется прежде всего государством. Государство является одним из политических социальных институтов как исторически
    сложившихся форм организации совместной жизнедеятельности людей.
    Если верно утверждение, что политика выступает концентрированным выражением всех сторон общественной жизни, то не менее верным может быть толкование социальной политики как
    специфической концентрации всех видов политики, направленной на управление существованием, функционированием и развитием социальной сферы. В социальной сфере можно выделить три
    важнейших составляющих. Во-первых, это социальная структура общества как дифференциация людей по общественным и социальным группам и отношениям между ними. Во-вторых, это социальная
    инфраструктура как совокупность отраслей, обслуживающих человека, способствующих воспроизводству его непосредственной жизни. В-третьих, это возможности (для каждого конкретного
    человека, группы, слоя) доступа к ценностям, благам и услугам; гарантий и прав личностей, условия труда человека, быта, досуга, здоровья; возможности определения профессий и места
    жительства, участия в управлении, социального и профессионального продвижения и перемещения.
    Именно концентрация на указанных направлениях должна стать основой социальной политики государства.
    Целью курсовой работы является попытка рассмотреть итоги реформ в России последних лет в свете развития процессов дифференциации доходов населения, а также механизмы
    государственного регулирования этих процессов.
    Ставилась задача проанализировать и сделать выводы о процессах дифференциации по доходам, причинах и последствиях, а также механизмах и возможностях государственного
    вмешательства и регулирования этих процессов.
    Объектом исследования явилось российское общество периода реформ последнего десятилетия. Предметом исследования являются глубинные процессы дифференциации и стратификации,
    протекающие в недрах общества, обусловленные разностью доходов различных слоев населения, а также механизмы и системы социальной защиты предлагаемые государством.
    Тема работы представляется весьма актуальной, ибо актуальна необходимость
    подытоживания прошедшего десятилетия реформ и необходимость социальных выводов для осуществления дальнейших этапов реформирования.
    1. Социальная политика Российской Федерации
    1.1. Итоги реформирования российского общества
    Одно из отличий России от многих других государств состоит в том, что за последние столетия она пережила ряд реформ. В обозримом историческом прошлом наиболее радикальными из них по
    глубине преобразований были реформы Петра
    и Александра
    , а также уникальный социальный эксперимент большевиков во главе с В.И.Лениным. Не проводя между этими историческими поворотами прямой аналогии, можно, тем не менее,
    сказать, что общей чертой их была коренная ломка прежних экономических, административно-политических и ментальных устоев российского общества, имевшая всякий раз долгосрочные
    последствия.
    В последнее десятилетие теперь уже прошлого века в нашей стране происходила новая глубокая трансформация социально-экономических, политических и духовных отношений. Исторический ранг
    этой трансформации пока не вполне ясен. Однако уже очевидно, что она существенно повлияла на судьбу нынешних поколений и наверняка сыграет немалую роль в будущем российского
    общества.
    В связи со сказанным немаловажное значение имеет анализ фактических результатов происходящих преобразований. Причем не
    только экономических трансформаций, которые постоянно находится в центре общественного внимания, но и социальных последствий реформ. Речь идет об изменениях социальных качеств людей, в
    том числе их сознания, экономического поведения, социальных притязаний, гражданских и политических позиций и т.д.
    Трудность такого анализа состоит не в недостатке фактического материала, а в том, в какой именно системе исторических и иных координат его осуществлять, какие критерии и показатели
    избрать для получения более или менее объективной оценки.
    Обратимся еще раз к российской истории. Одной из главных идей петровских реформ, как представляется, была идея раскрепощения социальных ресурсов развития России. Реализуя свои
    амбициозные замыслы, Петр
    уделял особое внимание разрушению прежних перегородок между социальными сословиями, не жалел казенных средств на создание заводов, поощрял развитие ремесел и торговли, насаждал
    систему образования. При нем была учреждена Академия наук, открыт ряд учебных заведений, учителя получили от государства большее денежное содержание, чем чиновники. По его указу
    дворянские и купеческие дети обязаны были осваивать письменность, геометрию и географию, а наиболее одаренные из них направлялись для учебы за границу.
    По прошествии почти трех веков Россия по большому счету превратилась в страну с мощным индустриальным и научным
    потенциалом, с образованным населением и вполне квалифицированной рабочей силой. Тем не менее, нашей стране предстоит решать по сути дела задачу, аналогичную той, которая решалась в
    ходе петровских времен. Задачу ее вывода из исторического тупика. И хотя сейчас качественно иные условия, ее решение возможно только на пути раскрепощения и всемерного стимулирования
    так называемого человеческого фактора, творческого потенциала людей. Именно этот подход был заявлен в первые годы горбачевской перестройки, декларирован вначале 90-х годов, в силу чего
    курс на реформирование экономического уклада и политических отношений
    поддержало подавляющее большинство наших граждан.
    Каковы же результаты 10-летних преобразований? Характеризуя их, можно попытаться определить баланс положительных и
    отрицательных изменений за 90-е годы. Однако в этом случае придется сравнивать разнородные и разнонаправленные процессы, что весьма затруднительно с научной точки зрения. Как
    сравнивать, например, изменения в области политических прав и свобод граждан с социальными изменениями, возм...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены