Русская православная церковь как субъект социальной работы

    Дисциплина: Социология
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Русская православная церковь как субъект социальной работы

    Министерство образования РФ
    Иркутский Государственный Технический Университет
    КУРСОВАЯ РАБОТА
    Российская православная церковь как субъект социальной работы
    Выполнила:
    студентка
    курса
    группы СОР-01-1
    факультета востоковедения и мировой экономики
    Будаева
    Д.Ч.
    Проверил:
    Ступин С.Г.
    Иркутск, 2002 г.
    ОГЛАВЛЕНИЕ:
    Современная Русская православная Церковь и национальная благотворительная модель: страницы истории
    PAGEREF _Toc9339043 \\h
    Социальное служение Русской Православной Церкви
    PAGEREF _Toc9339044 \\h
    Антиалкогольная программа.
    PAGEREF _Toc9339045 \\h
    Детская программа.
    PAGEREF _Toc9339046 \\h
    Социальная деятельность РПЦ в сфере образования.
    PAGEREF _Toc9339047 \\h
    Оказание помощи жертвам стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.
    PAGEREF _Toc9339048 \\h
    Работа с заключёнными.
    PAGEREF _Toc9339049 \\h
    Медицинская и патронажная помощь.
    PAGEREF _Toc9339050 \\h
    Социальное служение РПЦ в Вооружённых Силах.
    PAGEREF _Toc9339051 \\h
    Программа по церковному взаимодействию с государством и обществом в социальной области.
    PAGEREF _Toc9339052 \\h
    Литература
    PAGEREF _Toc9339053 \\h
    Современная Русская православная Церковь и
    национальная благотворительная модель: страницы истории
    Развитие теории и практики социальной работы в России имеет долгую многовековую традицию. Логика становления отечественной государственности привела к тому, что одну из
    центральных ролей в общественном призрении играла Русская Православная Церковь (далее РПЦ). Веками всечеловеческая, христианская идея любви к ближнему призывала национальное
    самосознание россиян к милосердию и благотворению. К сожалению, достаточно долго эти понятия отождествлялись исключительно с религиозной деятельностью РПЦ и христианской моралью.
    Замалчивался тот реальный вклад, который внесла РПЦ в дело помощи «сирым и убогим» на протяжении всей своей истории. Однако, по мере возрождения в конце
    – начале
    вв. отечественной благотворительности и восстановления института социальной работы становится очевидной необходимость изучения и практического применения опыта
    религиозной благотворительности РПЦ, которая с самого начала своего существования была организацией, взявшей в свои руки заботу о бедных и неимущих людях. Традиции милосердия,
    благотворительной деятельности активно развивались в восточно-христианской церкви с самого начала ее формирования. Со времен христианизации Руси до 1917 г. дело «общественного
    презрения» находилось в руках церкви.
    Однако после октября 1917 г. Церкви запретили всякую социальную заботу. Ленинским декретом она была отделена от государства и школы. Храмы подвергались варварскому разрушению.
    Конфискации церковного имущества, разорение монастырей, убийства и высылки священнослужителей – вот обычная практика того периода. Две войны, репрессии в 1928 и в 1934 гг. нанесли
    древней Русской Церкви такой удар, от которого ей не удаётся оправиться и до сих пор. Однако самым тяжким испытанием в условиях социальной изоляции стала невозможность проявлять
    благотворительность в мужской жизни верующих. Все же и в это трагическое время РПЦ была духовным пастырем в делах милосердия. В начале 20-х гг. в России разразился страшный голод,
    унесший огромное число человеческих жизней. Советская власть было не в состоянии справиться с бедствием, а во многом и усугубляла его. Не раз гонимый Святитель Тихон обращался к
    Христианам всего мира помочь россиянам, а также к приходам, уцелевшим от грабежа, с просьбой о пожертвовании церковных украшений, не имеющих обрядового предназначения в фонд помощи
    голодающим
    [69].
    В это время РПЦ тратила на милосердно-благотворительную деятельность средств менее чем другие организации, фонды.
    Во время Великой Отечественной войны РПЦ не оставалась в стороне от общего дела борьбы с врагом.
    В первый же день войны, глава Православной Церкви в России, Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий, 74-летний старец, опубликовал своё воззвание ко всем верующим нашей
    страны. В этом воззвании Митрополит Сергий обращается со всею силою убедительности к патриотическим чувствам верующих людей, призывает к исполнению священного долга перед родиной
    освящая этот патриотический порыв
    первосвятительским благословением
    [70].
    На призыв первосвятителя Митрополит Сергий Русской Церкви все верующие отозвались на это обращение. Они охотно несли, по примеру своих патриотов-предков, не только деньги,
    облигации, но и лом серебра, меди и другие вещи: обувь белье, полотно и т.д. Было заготовлено и сдано немало вяленой и кожаной обуви, шинелей, шапок, носков, перчаток, белья. Был
    организован особо сбор на подарки для бойцов в день Красной Армии, давший свыше 30 тыс. рублей, подарки были разнесены по лазаретам раненым, которые сердечно встречали такую
    внимательную о них заботы.
    По всей стране служили молебны о даровании победы. В приходах проводился сбор средств для обороны и подарков бойцам, на содержание раненых в госпиталях и сирот в детских домах.
    На сооружение танковой колонны имени Дмитрия Донского было собрано 8 млн. рублей. Сибирская эскадрилья «За Родину» была построена и оснащена за счет средств клириков и мирян. Всего за
    войну на нужды фронта православными верующими было собрано 200 млн. рублей
    [71].
    После войны РПЦ совместно с другими религиозными организациями активно участвовала в борьбе за мир. Немалые взносы были сделаны ею в советский фонд мира. Опыт миротворческого
    служения Русской Церкви общепризнан. Он укрепил ее международные связи как гуманитарного, так и экономического характера. Несмотря на то, что открытые нападки на
    Церковь, в силу ее заслуг перед страной прекратились, она, как и прежде, была вынуждена совмещать активную патриотическую позицию во внешней политике с социальным
    индифферентизмом внутри страны. Если отдаление Церкви от государства способствовало восстановлению ею автономии, то, с другой стороны, это же «отлучило» религию от
    благотворительности. Попытки Церкви стать полезной обществу разбивались о принцип: «Социализм можно построить и без Бога».
    Перестройка изменила отношение официальной власти к неоднократным заявлениям деятелей Церкви о желании включиться в возрождающееся движение милосердия. Ответ на них
    ограничивался включением духовенства в состав Советского фонда культуры, Детского фонда им. В.И. Ленина и т. д. Неудовлетворенность возникшими на волне обновления форм
    благотворительности выражалось еще и в том, что милосердие для христианина, как сказано в Евангелии, не может быть абстрактным. Это любовь на деле. Священнослужители всё чаще
    высказывались против формального отношения к средствам Церкви как к источнику финансирования общегосударственных социальных акций и планов благотворительной работы глобального
    характера
    [72].
    Принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации подтвердила отделение религиозных объединений от государства, но уже на фоне всеобщего признания роли Церквей в процессе
    обновления. Перестройка вернула ей право на приоритет в делах милосердия и сострадания. По Закону о свободе вероисповеданий
    [73]...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены