Социализация личности, ее этапы и формы

    Дисциплина: Социология
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Социализация личности, ее этапы и формы

    Санкт-Петербургский юридический институт МВД РФ
    Новгородский факультет заочного обучения
    Социализация личности, ее этапы и формы
    контрольная работа по курсу «Социология»
    Выполнил:
    следователь СО при Демянском РОВД
    мл. лейтенант юстиции
    слушатель
    курса 3 группы
    Новгородского ФЗО
    ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
    Домашний адрес: ХХХХХХХХХХХХХХХ
    Новгородская область
    ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
    Домашний телефон ХХХХХ
    Рабочий телефон ХХХХХ
    Великий Новгород
    2001
    План
    TOC \\o \"1-2\" \\h \\z
    Понятие личности. Личность и общество
    PAGEREF _Toc505707092 \\h
    Личность и основные факторы ее развития
    PAGEREF _Toc505707093 \\h
    Социализация личности
    PAGEREF _Toc505707094 \\h
    Этапы социализации
    PAGEREF _Toc505707095 \\h
    Групповой опыт
    PAGEREF _Toc505707096 \\h
    Уникальный индивидуальный опыт
    PAGEREF _Toc505707097 \\h
    Социальные роли
    PAGEREF _Toc505707098 \\h
    Процесс обучения социальным ролям
    PAGEREF _Toc505707099 \\h
    Предписанные и достигаемые статусы и роли
    PAGEREF _Toc505707100 \\h
    Литература
    PAGEREF _Toc505707101 \\h
    Понятие личности. Личность и общество
    Что такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность». Понятие «человек»
    употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и спо­собностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой ис­торически развивающейся общности, как
    человеческий род (
    homo
    sapiens
    ), человечество, которое отличается от всех иных материаль­ных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Бла­годаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех
    этапах ис­торического развития, во всех точках земного шара остается тождест­венным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.
    Итак, существует человечество как специфическая матери­альная реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди.
    Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «ин­дивид». Индивид
    – это единичный представитель человеческого ро­да, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов
    ид. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный че­ловек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенно­сти действия различных
    биологических факторов (возрастных осо­бенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих
    факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых истори­ческих
    эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используют и
    понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для
    онто- и филогенеза человека, личность
    – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.
    Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире
    как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических про­цессов, свойств и отношений: темперамента, характера,
    способностей, волевых качеств и т.д.
    Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связа­на с процессом формирования личности и развития
    ее потребностей в не­разрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и
    саморегуляции социального поведения личности. Социология в целом содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими
    установками.
    Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независи­мости от общества, способной противопоставить себя
    обществу. Лич­ная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и
    воли, а способность к самоана­лизу, самооценке, самоконтролю.
    Самосознание личности трансформируется в жизненную по­зицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведе­ния, основанный на мировоззренческих установках, социальных
    ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная теория
    саморегуляции социального поведения личности. Зачинателями этой теории были американские социоло­ги Т.
    Знанецкий и Ч.
    Томас, в советской социологии эту теорию ак­тивно разрабатывал В.А.Ядов. Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим и
    социально-психологи­ческим поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию ус­ловий деятельности и к определенному поведению
    в этих условиях. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют об­щую направленность поведения. Они включают в себя:
    1) концеп­цию жизни и ценностные ориентации;
    2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации;
    3) ситуа­тивные социальные установки как предрасположенность к воспри­ятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной пред­метной и социальной среде. Низшие
    – поведение в определенных сферах деятельности, направленности поступков в типичных си­туациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом об­щих социальных условий и
    отвечая наиболее важным потребнос­тям личности, потребностям гармонии с обществом, активно воз­действуют на низшие диспозиции.
    Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе
    обязан понять, что движет поступками каждого кон­кретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом. представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или
    общества.
    В отличие от психологии социология сразу пытается дать ответы на вопросы о социальном поведении личности, пред­ставить личность во всем многообразии социальных связей. В связи с
    этим в ходе изучения личности в контексте социальных связей необходимо дать ответы на вопросы о формировании лич­ности в социальном окружении, месте, занимаемом личностью в социальном
    пространстве,
    включенности личности в социаль­ные группы, восприятии личностью культурных норм, отклоне­ниях от этих культурных норм.
    Личность и основные факторы ее развития
    Личность является одним из тех феноменов, которые ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены