Экономическая сущность туристской ренты

    Дисциплина: Разное
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Экономическая сущность туристской ренты

    Российская Международная Академия Туризма
    Уральский Институт Туризма
    Курсовая Работа
    По программе: Социальная экономика и туризм
    Тема: Туристская рента
    Исполнитель: Карпов С. О.
    (4 курс, заочное отделение)
    Преподаватель: Николаенко В. Н.
    Екатеринбург, 2003 г.
    Содержание
    Введение………………………………………………………………………………………………..3
    1. Понятие туристской ренты
    1.1. Экономическое значение туризма и туристской ренты…………………………………….4
    1.2. Экономическая сущность туристской ренты ……………………………………………….6
    1.3. Формы туристской ренты…………………………………………………………………...12
    2. Модели применения туристской ренты
    2.1. Туристская рента в системе отношений собственности…………………………………..23
    2.2. Принципиальные основы распределения и использования туристской ренты………….30
    2.3. Роль внешних эффектов в процессах образования, распределения и использования туристской ренты…………………………………………………………………………………32
    Заключение . ………………………………………………………………………………………….37
    Литература ……………………………………………………………………………………….…...38
    Введение
    Закон земельной ренты впервые в экономической науке был обоснован Д. Рикардо. Позднее он был развит в работах К. Маркса и его последователей. На рубеже XIX - XX вв.
    представители маржиналистского направления ввели поня­тие экономической ренты. И в наше время проблема ренты остается в поле зрения всех экономических школ и течений. Развитие теории
    ренты ныне пошло не только вглубь, но и вширь: появились понятия - рента земельная, горная (в ней нефтяная, газовая, железорудная и т. д.), водная, экологическая, строительная,
    жилищная, столичная и т. п. Туристская рента как категория, а также методология и под­ходы к проблеме разработки ее различных аспектов в со­временных российских условиях впервые были
    рассмотрены в работах проф. И. В. Зорина и проф. В. А. Квартальнова. Однако актуальность и степень разработанности этой про­блемы настоятельно требуют, чтобы туристская рента стала
    объектом специального научного исследования - исследова­ния, в котором теоретический аспект проблемы сочетался бы с аспектом прагматическим.
    В данной курсовой работе дано обос­нование основных аспектов туристской ренты: ее эконо­мической сущности, форм образования, места в системе от­ношений собственности.
    Экономическое значение туризма и туристской ренты
    По прогнозам современных политологов и футурологов, будущее общество станет (и уже становится!) постиндустри­альным, то есть в качестве основной сферы хозяйства оно будет иметь
    информацию и услуги, а основным видом ре­сурса станут эколого-оздоровительные и информационные технологии. Уже сейчас доля услуг в развитых странах мира весьма и весьма значительна: в
    структуре валового внутрен­него продукта этих стран она колеблется в пределах 30 - 55 %. В Швеции, например, эта величина в отраслевой структуре валового внутреннего продукта ныне
    составляет 55,6 %, в Дании - 53,5, Канаде - 53,5, США - 50,9, Велико­британии - 50,8, России - всего 29,9 %
    В самой сфере услуг особое место занимает туризм -временные выезды (путешествия) граждан с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных,
    профессионально-деловых,
    спортивных,
    религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания. На долю туриз­ма приходится около 10 % мирового валового
    националь­ного продукта
    2, а в отдельных странах его доля еще зна­чительнее: например, в Греции свыше 50 %, в Мексике более 30 % валового внутреннего продукта. Россия зани­мает весьма скромное
    место на мировом туристском рын­ке - менее 1,5 % мирового туристского потока. Доля ту­ризма в валовом внутреннем продукте России ничтожно мала - менее 1 %. Объем всех платных услуг
    населению в 1995 г. составил около 40 трлн руб. в фактически действовавших ценах, из них туристско-экскурсионные услуги - всего 1,4 %.
    Между тем туризм становится одной из ведущих и ди­намичных отраслей мирового хозяйства. По прогнозам Все­мирной туристской организации, к 2010 г. количество меж­дународных
    туристских поездок удвоится и составит 937 миллионов, а поступления от туризма достигнут 1,1 трлн долл. США.
    Тенденции международного развития туризма свиде­тельствуют о том, что и в России эта сфера должна претер­петь радикальные изменения. Потенциальный динамизм развития российского
    туризма объективно обусловлен це­лым рядом обстоятельств и причин. Как показал мировой опыт, туризм - это, во-первых, важнейший фактор роста национального богатства и улучшения жизни
    нации в це­лом, во-вторых, важнейшая сфера притяжения рабочей си­лы, фактор обеспечения занятости населения, в-третьих, мощный стимул развития таких отраслей экономики, как транспорт,
    связь, торговля, строительство, сельское хозяй­ство, кустарный промысел, производство товаров народного потребления; в-четвертых, одна из самых высокоэффек­тивных сфер современной
    экономики, успешно конкури­рующая с такими отраслями, как добыча нефти и газа, а также производство и продажа оружия. При этом туризм может быть эффективным сектором экономики на всей
    тер­ритории страны, а не только в отдельных ее центрах.
    Кроме того, при умелой государственной направленности национальный туризм может стать \"окном\" на мировой рынок.
    Наконец, необходимо отметить еще одну особенность туризма, имеющую важное значение для современной Рос­сии. Речь идет о том, что сам характер туризма как особой
    социально-экономической сферы развития общества при умелой постановке дела может успешно сочетать в себе и рыночные аспекты экономических связей, и социально ориентированные цели
    развития общества. При этом социальный аспект туризма должен выступать как цель, а ры­ночный его аспект - как средство ее реализации. Социально ориентированный туризм может сочетать в
    себе оба этих начала: и служение интересам человека, общества в целом, и получение доходов как на микро-, так и на макроэконо­мическом уровнях.
    Пока же в российском туризме преобладают коммер­ческие начала, к тому же разрушающие экономические основы государства, нации в целом. В 1992 - 1997 гг. доля России по количеству
    принятых иностранных граждан в мировом туризме упала с 1,4 % до 0,6 %. Максимальное количество иностранных граждан, посетивших Россию, бы­ло зарегистрировано в 1989 г. и составило 7,5
    млн человек. В эти же годы доля России по количеству поездок за грани­цу в мировом туризме увеличилась с 0,8 % до 1,8 %. В 1988 - 1997 гг. численность граждан России, выезжавших за
    границу, увеличилась почти в 2,5 раза, а численность иностранных граждан, посетивших нашу страну, сократи­лась более чем в 2 раза. Доля выезда в национальном ту­ристском обороте ныне
    составляет 75 %, а доля въезда -25 %. Более чем трехкратное превышение выездного туриз­ма обусловливает вывоз из России миллиардов долларов ва­люты, который не компенсируется
    соответствующим ввозом иностранной валюты. В конечном счете дисбаланс выездно­го и въездного туризма выступает как дополнительный дестабилизирующий фактор разрушения экономики России.
    Очевидно, что будущее российского туризма - это социаль­ный туризм, который предполагает дост...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены