"Метрология и нормирование точности", шпиндельная головка + контрольная по нормирование точности
Дисциплина: ТехническиеТип работы: Курсовая
Тема: "Метрология и нормирование точности", шпиндельная головка + контрольная по нормирование точности
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА МЕТАЛЛОРЕЖУЩИЕ СТАНКИ И ИНСТРУМЕНТЫ
РАСЧЕТНО – Пояснительная записка
к курсовой работе
Дисц. «Метрология и нормирование точности»
ТПЖА. 303100.218 ПЗ
Вариант №218
Исполнитель: студент
/Слобожанинов Ю.В./
Руководитель: профессор
/Кропотов Г.А./
Киров 2001
РЕФЕРАТ
Слобожанинов Ю.В. Шпиндельная головка. ТПЖА 303300.218. Курсовая работа/ ВятГТУ, кафедра МРСИ: руководитель Г.А. Кропотов. – Киров 2001. Графическая часть 1л. Ф. А2, 2л. Ф. А3, 4л.
Ф. А4. ПЗ 31с. 20 рис. 1 таб., 4 источника.
ОТВЕРСТИЕ, ВАЛ, СОЕДИНЕНИЕ, ПОСАДКА, РАЗМЕРНАЯ ЦЕПЬ.
В записке приведено описание работы механизма: обоснован выбор посадок соединений; рассчитаны характеристики посадок для соединений O18
и O14
и исполнительные размеры системы калибров для соединения
; обоснован класс точности подшипника качения и рассчитаны характеристики посадок его на вал и в отверстие; определены предельные размеры резьбы М8-
обоснован выбор посадок, рассчитаны их характеристики. Для
зубчатого колесо
=30 выбраны и обоснованы степени точности по всем нормам, приведены комплексные показатели оценки их точности и комплексы элементных геометрических показателей для проверки
точности изготовления зубчатого колеса; рассчитана размерная цепь методами полной и неполной взаимозаменяемости; обоснован выбор универсального измерительного прибора для измерения
вала O80
На первом листе графической части изображен сборочный чертеж шпиндельной головки, на остальных – рабочие чертежи деталей и калибров для контроля отверстия и вала.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Обоснование выбора посадок………………………………………………….4
2. Расчетная часть…………………………………………………………………7
2.1 Расчет характеристик посадок для гладких соединений……………..7
2.2 Расчет исполнительных размеров системы калибров………………..9
2.3 Расчет характеристик посадок подшипника…………………………..12
2.4 Расчет характеристик посадок резьбового соединения………………14
2.5 Расчет характеристик посадок шлицевого соединения………………17
2.6 Расчет размерной цепи………………………………………………….21
3. Выбор и обоснование степени точности зубчатого колеса…………………..24
4. Обоснование выбора универсального измерительного прибора…………….29
5. Заключение………………………………………………………………………30
Список литературы………………………………………………………………...31
ТПЖА.303300.218 ПЗ
Головка шпиндельная
Литер
Масса
Масштаб
Подпись
Дата
Разроб.
Слобожанинов
Провер.
Кропотов
Лист 2
Листов 31
Курсовая работа
98-ТМ-595
Введение
Головка шпиндельная предназначена для выполнения операций сверления, фрезирования, зенкерования, развертывания, нарезания резьбы. Инструменты устанавливаются в два
шпинделя.
На ведущий вал передается вращение от двигателя через муфту. Далее вращение при помощи цилиндрических зубчатых передач передается на два шпинделя. Для восприятия осевых
усилий на шпинделях установлены шариковые упорные подшипники.
Режим работы шпиндельной головки:
скорость вращения шпинделей – средняя;
нагрузки – нормальные или среднее;
температурные условия – нормальные.
Основным точным требованием является обеспечение минимального радиального биения посадочных мест шпинделей под режущий инструмент. Так же должна быть обеспечена прочность
и износостойкость деталей шпиндельной головки.
Лист
Изм.
Лист
№ документа
Подпись
Дата
1.Обоснование назначенных посадок.
. Данное центрирование применяется для повышения точности соосности элементов соединения.
- соединение крышки с корпусом шпиндельной головки. Точность крепления не нужна, поэтому и выбирается посадка в системе отверстия с зазором.
- посадка подшипника на валу. Для точной фиксации и предохранения от поворотов подшипника на валу, выбирается посадка с гарантированным натягом, в системе
вала.
- соединение подшипника по наружному кольцу в обойме. Необходимо чтобы наружное кольцо изредка поворачивалось для предотвращения образования лунок на
внутренней поверхности наружного кольца подшипника. Поэтому выбирается переходная посадка в системе отверстия.
- крепление обоймы в корпусе шпиндельной головки. Обойма должна находится в корпусе неподвижно, поэтому выбирается посадка с натягом в системе
отверстия.
- посадка зубчатого колеса на валу. Требуется гарантированный натяг, при сборке посадка будет производится при нагреве зубчатого колеса. Посадка выполняется в
системе отверстия.
- посадка зубчатого колеса на шпиндельный вал. Так как посадка осуществляется при помощи шпоночного соединения, выбираем переходную посадку в системе
отверстия.
- посадка втулки подшипника скольжения и шпиндельного вала. В данном случае необходим гарантированный зазор для поступления
Лист
Изм.
Лист
№ документа
Подпись
Дата
смазки между втулкой подшипника и шпиндельного вала, поэтому выбирается внесистемная посадка с зазором.
- крепление втулки подшипника скольжения в промежуточной плите. Для более легкой сборки выбирается переходная посадка в системе отверстия.
(+0,620)
– выточка под кольцо подшипника. Не требуется точность.
- посадка зубчатого колеса на шпиндельный вал. Аналогично
- посадка шпиндельного вала и ходовой втулки. Выбирается посадка с зазором стремящимся к нулю, так как
необходим доступ смазки, для уменьшения трения.
- сопряжение ходовой втулки и корпуса шпиндельной головки. Необходимы неподвижность и простота сборки, поэтому выбираем переходную посадку в системе
отверстия.
- посадка упорного подшипника на шпиндельном валу. Для неподвижной фиксации подшипника на валу, выбирается посадка с натягом в системе вала.
- крепление втулки подшипника и блока зубчатых колес. Так как необходимо неподвижное соединение и легкость сборки, выбирается переходная посадка в системе
отверстия.
- крепление втулки подшипника с осью. Выбирается посадка с зазором для возможности движения и для поступления смазки в зону трения.
- крепление распорной втулки на шпиндельном валу. Посадка на требует особой точности, поэтому выбирается посадка с зазором в системе отверстия.
Лист
Изм.
Лист
№ документа
Подпись
Дата
- посадка зубчатого колеса на шпиндельный вал. Аналогично
(+0,360)
– крепежные отверстия в корпусе шпиндельной головки. Особая точность не требуется.
- крепление оси в корпусе шпиндельной головки. Выбирается посадка с натягом в системе отверстия.
- крепление распорной втулки на валу между подшипников. Выбирается посадка с зазором в системе отверстия.
Лист
2. Расчетная часть
2.1. Расчет характеристик посадок для гладких соединений.
Соединение
- посадка зубчатого колеса на шпиндельный вал.
Предельные отклонения по ГОСТ 25347-82: Отверстие:
= +0,018 мм;
Вал:
= +0,012 мм;
= +0,001 мм.
Схема полей допусков:
Отверстие:
= 14 + 0,014 = 14,018 мм
min = D + EI = 14 + 0 = 14
мм
TD = ES – EI = 0,018 – 0 = 0,018
мм
Вал
max = d + es = 14 + 0,012 = 14,012
мм
min = d + ei = 14 + 0,001 = 14,001
мм
Td = es – ei = 0,012 – 0,001 = 0,011
мм
Сопряжение:
= 0,018 – 0,001 = 0,017 мм
max = es – EI = 0,012 ...