Современные дискуссии о предмете экономической теории.

    Дисциплина: Экономика
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Современные дискуссии о предмете экономической теории.

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    Экономический факультет
    Кафедра экономической теории
    Современные дискуссии о предмете экономической теории
    Курсовая работа
    Студента 1 курса
    1 группы дневного отделения
    специальности «теоретическая экономика»
    ФУНТОВОЙ Лидии Валерьевны
    Научный руководитель
    К. Э. Н. Шевелев А. А.
    Санкт-Петербург
    2001 год.
    Оглавление
    TOC o \"1-4\" h z
    ведение.
    PAGEREF _Toc534778077 h
    Основная часть.
    PAGEREF _Toc534778078 h
    Возникновение экономической теории как науки.
    PAGEREF _Toc534778079 h
    Донаучный этап.
    PAGEREF _Toc534778080 h
    Возникновение экономики как науки.
    PAGEREF _Toc534778081 h
    Дальнейшее развитие экономической теории.
    PAGEREF _Toc534778082 h
    Переворот в науке. Марксистская политическая экономия.
    PAGEREF _Toc534778083 h
    Маржинализм.
    PAGEREF _Toc534778084 h
    Венская школа.
    PAGEREF _Toc534778085 h
    Лозанская школа.
    PAGEREF _Toc534778086 h
    Кембриджская школа и А. Маршалл.
    PAGEREF _Toc534778087 h
    Современные направления экономической науки.
    PAGEREF _Toc534778088 h
    Институционализм.
    PAGEREF _Toc534778089 h
    Кейнсианство.
    PAGEREF _Toc534778090 h
    Монетаризм.
    PAGEREF _Toc534778091 h
    Две основные ветви экономической науки.
    PAGEREF _Toc534778092 h
    Различия марксистской политической экономии и экономикса.
    PAGEREF _Toc534778093 h
    Современные дискуссии о предмете экономической теории.
    PAGEREF _Toc534778094 h
    Экономическая наука, преподававшаяся в советский период.
    PAGEREF _Toc534778095 h
    Кризис политической экономии.
    PAGEREF _Toc534778096 h
    Дальнейшая судьба политической экономии.
    PAGEREF _Toc534778097 h
    Экономикс и его перспективы.
    PAGEREF _Toc534778098 h
    Создание интегрированного курса политической экономии и экономикс.
    PAGEREF _Toc534778099 h
    Заключение.
    PAGEREF _Toc534778100 h
    Введение
    Радикальные экономические и политические изменения, происходящие в нашей стране на стыке веков, требуют нетрадиционного подхода к организации учебного процесса. Речь идет о
    формировании модели образования, позволяющей сочетать широкие культурные знания с возможностью глубокого постижения большого числа дисциплин. Эта задача стоит и применительно к
    преподаванию экономических дисциплин, прежде всего экономической теории. В рамках экономического знания прогрессирует плюрализм взглядов и позиций как отдельных ученых, так и школ, и
    направлений, постоянно растет число узкопредметных специальностей. Соответственно развиваются связи экономической теории с социологией, философией, политологией, психологией,
    культурологией, с комплексом точных и естественных дисциплин, и все это необходимо включать в курс экономической теории. Также в условиях динамичности хозяйственной среды в экономике
    возникают принципиально новые проблемы, очень быстро устаревает фактология. В таких условиях необходимо наличие некой теоретическо-методологической общей экономической науки.
    Такой наукой в период существования СССР являлась марксистско-ленинская политическая экономия, но произошедшая в стране «Перестройка» высветила все ее недостатки.
    Советская экономическая наука уже не могла выполнять функцию общей экономической теории, так как перестала отвечать на вопросы, которые перед ней ставила современная жизнь.
    Неудовлетворенные марксистской политической экономией, которая оказалась в кризисе, многие ученые стали следовать западным образцам экономической науки, но экономикс не мог отразить
    всех особенностей переходной экономики страны – перед нашими учеными встал неразрешимый вопрос: что преподавать в качестве экономической теории? Этот вопрос не мог остаться без
    внимания, он был широко освещен в прессе, многие экономисты касались этого вопроса в своих статьях, предлагая в них всевозможные варианты решения этой проблемы.
    Основная часть
    Возникновение экономической теории как науки
    Донаучный этап
    Для своего существования человеку всегда было необходимо производить определенные материальные блага, без которых его жизнь просто не могла бы продолжаться. Поэтому процесс
    производства этих благ являлся главным условием общественной жизни. В процессе производства человеческий ум постоянно искал более рациональные пути, т. е. искал ответ на вопрос, как
    производить больше, используя при этом меньшие затраты времени и труда. Это направление, связанное с поиском более рациональных способов производства, и стало зачатком будущей
    экономической науки.
    Первые упоминания об экономике появились еще в Египте, но сам термин был введен в Греции ученым Ксенофонтом: «ойкономия» – домоведенье, т. е. наука о том, как вести домашнее
    хозяйство. Об ойкономии говорил в своих работах и Аристотель. Главное, о чем говорится в ойкономии, это то, что нужно делать с домашним хозяйством, чтобы приумножить его и
    разбогатеть.
    После Ксенофонта и Аристотеля не было ничего нового, что могло бы развить экономику дальше. Это продолжалось вплоть до 1615 года, когда француз А. Де Монкретьен опубликовал
    «Трактат о политической экономии». Таким образом А. Де Монкретьен ввел существенно новый термин – «политическая экономия». В своей работе автор давал советы королю Франции для
    проведения выгодной экономической политики, которая позволила бы нажить богатство для государства.
    Работа А. Де Монкретьена явилась предпосылкой к появлению в начале 17 века во Франции, в Англии и в Испании такого экономического течения, как «меркантилизм». Самыми яркими
    представителями меркантилистов стали Т. Ман в Англии и Ж.-Б. Кольбер во Франции. Меркантилисты, как и А. Де Монкретьен, искали ответ на вопрос о том, какой должна быть государственная
    политика, чтобы богатство страны увеличивалось. По их мнению, богатство создавалось в сфере обращения, т. е. посредством торговли. Главным критерием богатства в то время считалось
    наличие золота и серебра, поэтому государство должно было запретить вывоз драгоценных металлов за границу, а также ввоз в страну товаров, которые нужно обменивать на драгоценные
    металлы. В то же время государство должно было поощрять производство и вывоз за границу для продажи как можно большего числа товаров, которые потом возвращались бы в страну в виде
    золота и серебра.
    До определенного момента считалось, что богатство страны заключается в количестве золота и серебра, которое она имеет, и следовательно, основным способом разбогатеть является
    торговля. Но с развитием мануфактур взгляды меняются: теперь богатством становится труд, а способ разбогатеть – производство.
    Это изменение точки зрения на критерий богатства страны явилось предпосылкой к появлению в начале 18 в. во Франции нового течения – физиократии. Представители школы физиократов –
    врач Ф. Кенэ и А. Тюрго. В 1758 году Ф. Кенэ опубликовал «Экономическую таблицу», в которой показал, что продукт вращается в общественном организме наподобие тому, как в человеческом
    организме происходит процесс кровообращения. Физиократы считали, что богатство может принести только сельское хозяйство, которое создает «чистый продукт». В соответствии со своей
    теорией о «чистом продукте» физиократы выделили 3 к...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены