Население России Буряты

    Дисциплина: Разное
    Тип работы: Доклад
    Тема: Население России Буряты

    Гимназия №1
    Население России:
    Буряты
    Подготовил: ученик 9Б класса
    Тимагин Андрей
    Братск
    2003
    Содержание
    1)Введение
    2)Национальные традиции
    а) Шаманизм
    б) Ремесло и промысел
    в) Поселения и жилища
    г) Охота и рыбалка
    Одежда, пища, утварь
    е) Медведь в представлении бурят
    3)Обычаи
    а) Семейно-бытовые обычаи
    Игры, увеселения, празднества
    Семейно – брачные обычаи и традиции
    Обычаи и традиции, связанные с рождением и воспитанием детей
    Погребально – поминальные обычаи и традиции
    4)Современные проблемы
    5)Список литературы
    Введение
    Бур
    яты
    (самоназвание — бурят), нация, коренное население Бурятской АССР. Живут также в Агинском бурятском национальном округе Читинской области РСФСР, Усть-Ордынском бурятском
    национальном округе Иркутской области РСФСР и некоторых других районах этих областей. Группы Бурятов живут также в северной части МНР и на С.-В. КНР. Численность Бурятов СССР 253 тыс.
    чел. По антропологическим признакам Буряты относятся к центрально-азиатскому типу
    монголоидной расы
    . Говорят на
    бурятском языке
    . Древняя религия Бурят —
    шаманство
    , вытесненное в Забайкалье
    ламаизмом
    . Большинство западных Бурятов формально считалось православными, но сохраняло шаманство. Пережитки шаманства сохранялись и у Бурятов-ламаистов.
    В 17 в. Буряты составляли несколько племенных групп, крупнейшими среди которых были булагаты, эхириты, хоринцы и хонгодоры. В состав Бурят вошло позднее некоторое число
    монголов и ассимилированных родов эвенков. Сближение бурятских племён между собой и их последующая консолидация в единую народность были исторически обусловлены близостью их культуры
    и диалектов, а также социально-политическим объединением племён после их вхождения в состав России. В основном этот процесс завершился в конце 17—18 вв. В ходе формирования бурятской
    народности племенные различия в общем стёрлись, хотя диалектальные особенности сохранились.
    некоторую роль в экономике играли охота и рыболовство. В
    18—19 вв. интенсивно распространилось земледелие, особенно в Иркутской губернии и Западном Забайкалье. Буряты испытали сильное влияние русской материальной и духовной культуры. С
    начала 19 в. у Бурят стало распространяться просвещение, возникли первые школы, начала складываться национальная интеллигенция. После Октябрьской революции, за годы социалистического
    строительства бурятская народность преобразовалась в социалистическую нацию.
    Национальные традиции
    Шаманизм
    Шаманизм, как традиционная религия, возникла еще на заре человечества, и постепенно трансформировалась, усложнялась. Главное в шаманизме - обоготворение сил природы и умерших
    предков, вера во множество богов и духов, и что с помощью шаманов можно как-либо влиять на них для обеспечения счастья и предотвращения беды.
    Начало шаманизма в Прибайкалье восходит ещё к первобытным временам, когда основными средствами добывания пищи были охота, рыболовство и собирательство.
    Вообще, в общей картине шаманизма в Центральной Азии, бурятский шаманизм выделяется высокоразвитым многобожием и сложностью обрядов.
    Ремесло и промысел
    Из ремесел, прежде всего, следует отметить кузнечное дело. Оно исстари пользовалось у бурят уважением,
    кузнецы-дархаты обычно окружались большим почетом.
    По поверьям бурят, первым кузнецом был
    небожитель-небесный
    дархан
    Божинтой-убгэн, каждый из девяти его сыновей был
    эжином-покровителем какого-либо кузнечного инструмента.
    У бурят существовало почитание железа и
    предмнтов из него, считалось, что если возле больного или спящего человека положить топор или нож, то они будут лучшим оберегом от злых сил. Профессия кузнеца была
    наследственной (
    дарханай
    утха), причем кузнецами иногда были шаманы. Кузнецы изготовляли орудия охоты, военного снаряжения (наконечники стрел, ножи, копья, топоры, шлемы, доспехи) ,предметы быта
    и орудия труда, в частности, котлы для варки пищи(таган), ножи(
    хутага,хоjго), топоры(
    hухэ) и т.д. Большое значение имело производство подков, удил, стремян, пряжек и прочих принадлежностей конской сбруи.
    Различались белые (по цветным металлам) и черные (по железу) кузнецы, что служит указанием, что, были и ювелиры. Белые кузнецы делали главным образом
    из серебра, украшения для одежды, головных уборов, делали насечки орнамента на ножи, кубки, огнива,
    различные серебряные накладки на кольчуги и шлемы. Некоторые кузнецы изготовляли предметы шаманского культа. Работа кузнецов была очень искусна, работы по
    нанесению насечек по железу не уступают по красоте и качеству, дагестанским и дамасским изделиям.
    Помимо кузнецов и ювелиров, существовали и бондари, седельщики, токари, сапожники, шорники. Бондарный промысел обслуживал помимо хозяйственных
    нужд и прибайкальскую промышленность, был особо распространен среди бурят, проживавших возле Байкала. Следует отметить также судостроение, изготовление курительных трубок, седел и
    т.д.Трубки выделывались кустарями-трубочниками из березовых корней, украшались чеканкой с орнаментом, как и ножи, огнива.
    Конские седла были двух видов - мужские и женские, последние отличались лишь меньшими размерами, изяществом и тщательностью отделки.
    Поселения и жилища
    В 19 веке значительная часть бурятского населения жила в поселениях-улусах, разбросанных по речным долинам и нагорьям. Каждый улус состоял из нескольких
    семей-айлов или
    хотонов, объединенных по родовому признаку. Население проводило в улусах холодное время года, поэтому они назывались еще зимниками. Количество дворов в них было различно
    -от 10-12 дворов до восьмидесяти десятков. На зимниках располагались много стенные деревянные юрты, избы русского типа, хозяйственные постройки. Летом буряты
    Предбайкалья кочевали на летники, которые располагались вблизи пастбищ. Там обычно жили в войлочных или деревянных юртах. В
    Предбайкалье войлочные юрты стали исчезать еще к приходу русских, а в Забайкалье были распространены с плоть до революции.
    Деревянные юрты, распространенные в
    Предбайкалье, имели покатую крышу и чаще всего строились в восемь стен из круглых лиственничных или половинчатых бревен, уложенных в 12-14 рядов. Диаметр юрты достигал 10
    метров. В центре, для поддержания потолка, устанавливали столбы с балкой.
    Потолок юрты покрывался вымоченной корой, дерном и тёсом. Внутри юрта делилась условно на две половины. В западной
    части-баруун
    тала-находились сбруя, орудия труда и оружие, на стене висели
    онгоны-изображения духов, а в
    восточной-зуун тала -размещались кухня, кладовая. По обычаям, замужней женщине запрещалось входить в западную половину. Северная часть
    юрты-хоймор, располагалась напротив двери. Сюда, под защиту огня, ставили зыбку(
    улгы) с грудным ребенком, сажали гостей. Посреди юрты располагался очаг и таган - большой чугунный котел. Дым поднимался вверх, и выходил через отверстие в потолке. Очаг
    считался священным, и с ним связаны многочисленные правила и обряды.
    В северо-западной стороне устанавливалась деревянная кровать, в стене северо-восточной стороны вделывались или просто расставлялись полки для утвари.
    Снаружи иногда ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены