Антропологические подходы к пониманию смерти

    Дисциплина: Культурология
    Тип работы: Доклад
    Тема: Антропологические подходы к пониманию смерти

    Доклад
    Введение
    Одна по темным улицам бродила
    И думала о смерти, улыбаясь,
    Живых букетов роскошь отвергая,
    Хранила верность высохшим цветам…
    Смерть-необратимое
    прекращение жизнедеятельности организма, неизбежный естественный конец существования живого существа. Для человека смерть выступает не только в качестве природного
    феномена, но и как явление социальное и нравственное, включенное в сложный контекст общественных отношений [2].
    Нет такой эпохи, когда тайна смерти не тревожила бы умы людей. Эта тема неизбежно возникает во всех культурах как не отвязанная загадка бытия. Но сам факт смерти
    воспринимается по-разному. Античные греки пытались преодолеть ужас небытия путем концентрации духа, усилием животворной мысли. Люди европейского средневековья, как свидетельствует
    нидерландский историк и философ Йохан
    Хейзинга, без устали скорбели о конце всего земного великолепия. «Ни одна эпоха,- писал он,- не навязывает мысль человеку о смерти с такой настойчивостью, как
    столетие». Человек нашего столетия разорвал связи с древним таинством смерти, он не только страшится ее, но пытается превратить саму тему в запретную….
    Однако в иных культура страшились вовсе не смерти, а бессмертия. Согласно древнеиндийской традиции человек многократно является на эту землю в новых телесных облачениях и
    с новым предопределением. Колесо судьбы заставляет каждого нести тяготы нового воплощения до той поры, пока дух не достигнет совершенства. Люди этой культуры страшились не смерти, а
    нового жизненного предназначения. Вот почему они бросались под колеса священной лестницы, тонули в водах Ганга…
    Легенды, мифы, сказки, которые
    воспринимались нами как детские наивные сны человечества, на самом деле содержат глубочайшее понимание основ жизни и смерти. Наши предки владели такими тайнами, на
    которые мы только сейчас наталкиваемся путем аналитического размышления и эксперимента.
    Возможно эти эксперименты демонстрируют всепроникающую мощь архетепической памяти человечества…. Но может быть, в них выражена одухотворяющая сила древних прозрений?
    Религиозная литература дает массу сведений об «ином бытии». Скажем, библейские пророки многократно внимали гласу божьему, зову далеких предков. И великие мыслители прошлого, как
    выясняется, оставили нам неоспоримые ссылки на контакты с подземным Аидом, с царством теней, с дантовским скитаниями души [1
    ;6].
    Древний Египет и Тибет.
    В истории человечества две культуры проявляли особый интерес к смерти и умиранию: Древний Египет и Тибет. Для обеих религий характерна глубокая вера в продолжение
    сознательной жизни после физической смерти. В них созданы сложные обряды для облегчения перехода умирающего в загробный мир и картографии для руководства путешествием души. Письменные
    изложения этих учений известны на Западе как Египетская и Тибетская Книги мертвых.
    Египетская Книга мертвых представляет собой сборник молитв, песнопений, магических заклинаний и мифов, связанных со смертью и загробной жизнью. Эти погребальные тексты
    известны под названием «Появление в Свете» или «Выход в день». Их материал очень разнороден и отражает исторический конфликт между двумя сильными религиозными традициями: культом
    солнечного бога Амона-Ра и
    культом Осириса. С одной стороны, тексты Книги усиленно подчеркивают роль бога солнца и его божественной свиты. Определенные магические формулы должны помочь
    умершему вступить на борт солнечной лодки и наслаждаться блаженной жизнью, сопровождая бога солнца в его ежедневном путешествии. С другой стороны, тексты отражают традиции древнего
    погребального культа Осириса, который в соответствии был убит своим братом Сетом и воскрешен своими сестрами Изидой и
    Нефтидой. После возращения к жизни он стал правителем Царства Мертвых. По этой традиции умерший ритуально отожествляется с Осирисом, и его можно воскресить.
    Солнечный бог Амон-Ра во время своего ежесуточного путешествия проходил сложную последовательность событий. Днем он пересекал небо в солнечной барке, а область, которую
    он проходил ночью, и была страной
    душ-дуатом.
    Древние египтяне верили, что земля плоская, а весь обитаемый мир, то есть Египет, окружен цепью могучих непроходимых гор. Солнце поднималось утром на востоке через
    отверстие в этой горной гряде и исчезало в другом отверстии на западе. За горами лежал
    дуат, он располагался параллельно горной цепи на земной или небесной равнине.
    Дуат окружала другая горная цепь, таким образом, Царство Мертвых находилось в долине и отделялось от Египта и от
    светил-солнца, луны и звезд, освещавших небо.
    Дуат был страной тьмы и мрака, страха и ужасов. Он был разделен на двенадцать областей согласно количеству ночных часов. В каждую область вели врата, которые охраняли три
    божества, и каждая была полна опасностей для членов экипажа солнечной лодки. Они должны были преодолевать огненные пространства, где жара и горячий пар сжигали ноздри и горло. Ужасные
    фантастические создания угрожали им на пути, и с ними надо было сражаться. Главный враг солнечного бога, гигантский змей
    Апоп воплощение брата Осириса
    Сета-вновь и вновь пытается поглотить солнечный диск.
    Царство Осириса располагалось в области
    дуата «Тростниковые Поля». Чтобы быть допущенной в царство, душа должна была пройти суд в Зале Двух Истин или в Зале
    Маат. Бог Анубис с головой шакала взвешивал на весах поступки мертвого. На одной из чаш лежало его сердце, а на другой перо, символ богини Правды,
    Маат. Бог Тот с головой ибиса, писец Царства Мертвых, записывал приговор суда. Чудовище, сочетавшее в себе признаки крокодила, льва и бегемота, стояло наготове, чтобы
    проглотить осужденную душу.
    Путешествие через мрачную долину загробного мира представляло опасность как для людей, так и для богов. Единственным надежным проходом через
    дуат был путь бога Солнца, поскольку восход солнца каждый день объявлял его победу и возрождение. Для последователей Ра целью загробной жизни было вступить в солнечную
    лодку и вечно сопровождать бога Солнца в его пути. Последователей
    Осириса солнечная лодка должна была доставить в его царство, где они сходили на берег и в случае успешного исхода суда оставались
    навечно.
    Пирамиды - погребальные монументы фараонов и символ древнеегипетской цивилизации - возникли далеко не сразу. Строить гробницы по типу домов египтяне научились в
    период
    герзейской культуры. Наиболее богатые члены общины украшали свои усыпальницы настенными рисунками, связанными с верой в загробную жизнь, тотемами, магией, некоторыми
    космогоническими концепциями. Египтолог Пьер
    Монтэ так описывает частную гробницу:
    «Подземная камера на дне шахты предназначалась для покойного. Когда его укладывали в саркофаг и совершали последние обряды, камеру замуровывали, шахту засыпали, и никто больше
    не смел тревожить его покой. Но над шахтой сооружали настоящий маленький храм, открытый для живых. Он выходил фасадом во двор, где стояли стелы с надписями: восхищенные потомки могли
    узнать о деяниях и добродетелях покойного. Иногда на таком дворе возле маленького водоема ух...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены