Храм Христа Спасителя

    Дисциплина: Культурология
    Тип работы: Доклад
    Тема: Храм Христа Спасителя

    по москвоведению
    на тему: « Храм Христа Спасителя».
    Ученицы 10 класса «А»
    средней школы № 864
    Кузиной Марии
    Москва. 1999 год.
    Храм Христа Спасителя принадлежит к числу замечательнейших не только в России, но и во всем мире зданий и кроме колоссальности и высокого архитектурного достоинства
    имеет для России важное историческое значение: он сооружен в память событий 1812 года и в благодарность к Промыслу Божию за спасение России.
    Мысль соорудить грандиозный храм в память изгнания из России армии Наполеона всецело принадлежит императору Александру I. По этому поводу был издан манифест, где
    было сказано: “В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, каким в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменование
    благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подобное о
    чемпостановление возвещено будет в свое время. Да совершится оно. Да простоит сей храм многие века и да курится в нем пред святым престолом Божиим кадило благодарности до позднейших
    годов вместе с любовью и подражанием к делам их предков.”
    Среди многочисленных проектов, представленных на усмотрение императора, особенного его внимания удостоился проект молодого художника Александра Лаврентьевича
    Витберга(1787-1855). В своих записках Витберг рассказывает, что именно он хотел выразить своим проектом “Я, - пишет, - пламенно желал, чтобы храм сей удовлетворил требование царя и был
    достоен народа. Россия - мощное, обширное государство, столь сильно явившееся в мире, не имеет ни одного памятника, который был бы соответственен ее высоте. Я желал, чтобы этот памятник
    был таков. Но чего можно было ждать от наших художников, кроме бледных произведений школы, бесцветных подражаний! Следовательно, надлежало обратиться к странам чуждым. Но разве можно
    было ждать произведения народного, отечественного, русско-религиозного, от иностранца? Его произведение могло быть хорошо, велико, но не соответствовать ни мысли отечества, ни мысли
    государя. Я понимал, что этот храм должен быть величественен и колоссален, перевесить, наконец, славу Петра в Риме, но тоже понимал, что и, выполнив сии условия, он еще будет далек от
    цели своей. Надлежало, чтобы каждый камень и все вместе были говорящими идеями религии Христа, основанными на ней, во всей ее чистоте нашего века; словом. Чтобы это была не груда
    камней, искусным образом расположенная, не храм вообще, но христианская фраза, текст христианский… Но каков же храм чисто христианский? «Вы есте храм Божий и Святой Дух в вас обитает».
    И следовательно, из самой души человека надлежало извлечь устройство храма».
    Задавшись этой высокой целью, А. Л. Витберг, до того мало знакомый с архитектурой, ревностно принялся за ее изучение, как с технической, так и с исторической стороны, и
    среди этих долгих уединенных занятий он все более и более уяснял себе все требования и подробности предполагаемого храма, и вполне обработанный его проект, как уже сказано, удостоился
    одобрения и утверждения государя. Так как человек состоит главным образом из трех начал – тела, души и духа, то эту тройственность предполагалось выразить и в устройстве нового храма.
    Подобно тому и в жизни Спасителя художник выбрал три главных момента: Воплощение, Преображение и Воскресение. И эти три момента пытался выразить тремя храмами, имеющими между собой
    неразрывную связь и составляющими одно целое. Место для храма Витберг указал первоначально в Кремле, между Москворецкой башней и Тайницкими воротами, но потом изменил свое намерение и
    избрал для постройки Воробьевы горы. В горе он предполагал устроить нижний храм – храм Воплощения, имеющий форму параллелограмма, освещенный лишь с одной стороны и оканчивающийся
    мрачными катакомбами. Здесь предполагалось похоронить тела погибших и павших в 1812 году. Нижний храм соединялся со вторым храмом – храмом Духа, который должен был находиться на
    поверхности горы и потому был открыт со всех сторон. Этот храм имел очертание креста; внутри царил полусвет, мистически изображая собой, по объяснению самого Витберга, нашу жизнь:
    смешение света и тьмы, добра и зла. Из второго храма внутренняя лестница вела в третий храм – храм Духовный, круглый по форме, освещенный множеством окон, и потому светлый и радостный.
    Главная лестница, шла через пять огромных уступов, украшенных фигурами христианских добродетелей, по нижнему храму, от которого лестница вела к среднему храму. Согласно условиям
    местности к нижнему храму примыкала длинная колоннада, составлявшая как бы бок горы и на стенах которой предполагалось изобразить все замечательные события Отечественной войны 1812
    года. На вершине колоннады предположено было воздвигнуть два обелиска. Все колоссальное сооружение завершалось пятью главами, причем главный купол имел 25 саженей в диаметре. Вообще
    размеры храма должны были поражать своей громадностью: так, высота храма предполагалась в 110 саженей, считая от подошвы горы; от вершины же горы до креста – 80 саженей. И если бы
    проект был выполнен, то воздвиглось бы огромнейшее в мире здание, превышающее более чем на 40 саженей величайшую из египетских пирамид.
    12 октября 1817 года состоялась торжественная закладка Храма на Воробьевых горах, между Смоленской и Калужской дорогами.
    Тотчас же после закладки Витбергом начаты были работы по постройке храма, но они были неудачны и медленны, и проект Витберга скоро был отнесен к числу несбыточных и
    невыполнимых. Повелением государя от 16 апреля 1827 года была закрыта назначенная для постройки комиссия и учрежден так называемый Искусственный комитет для проверки действий и
    изыскания способов и средств для окончания храма. Комитет этот, составленный из опытных архитекторов, отнесся недоверчиво к проекту Витберга и дал заключение, что на избранном месте
    строить такое огромное здание нельзя, так как фундамент будет касаться песчаного слоя, под которым целая система родников, и что подобная почва не выдержит тяжести и должна будет
    постепенно оседать. Такое авторитетное мнение комитета нанесло решительный удар по проекту Витберга.
    10 апреля 1832 года император Николай I утвердил новый проект храма, составленный архитектором Константином Андреевичем Тоном(1794 – 1881 г.г.). В 1837 году была
    учреждена особая комиссия по построению нового Храма. Алексеевский монастырь и заштатная церковь Всех Святых, находившееся на месте, предназначенном под Храм Спасителя, были сломаны,
    монастырь переведен в Сокольники. 10 сентября 1839 года совершилась новая торжественная закладка задуманного грандиозного храма.
    Общий характер архитектуры нового храма во имя Христа Спасителя напоминает собой древние русские церкви, но византийский стиль здесь несколько видоизменен в тех случаях,
    где того требовала красота и легкость формы. Основание храма представляет квадрат, имеющий с каждой стороны выступ и образующий таким образом равноконечный крест. Фасад одинаков со...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены