Кафедральный собор во имя Христа Спасителя в г. Самаре

    Дисциплина: История
    Тип работы: Доклад
    Тема: Кафедральный собор во имя Христа Спасителя в г. Самаре

    Самарский Муниципальный Университет Наяновой
    Собор во имя Христа Спасителя в г. Самаре
    Гололобовой Ксении
    2002
    __________________________________________________________________
    Содержание:
    Введение……………………………………………………………………...стр. 2
    Часть первая. Строительство храма……………………………………..стр. 3
    Часть вторая. Разрушение храма……………………………….……….стр. 13
    Стихотворение Волковой «Чёрным по белому»………………………стр. 19
    Заключение…………………………………………………………………стр. 20
    Cписок использованной литературы……………………………………стр.21
    Введение
    Я хочу рассказать об одном из прекраснейших храмов старой Самары. Мне кажется, что просто необходимо вспомнить всем нам собор, который был безвозвратно потерян в период борьбы
    советской власти с религией. Этот храм вселял надежду, греющую сердца верующих в Бога людей. Об этом храме горожане мечтали более двадцати пяти лет… Но он был разрушен,
    просуществовав чуть больше двенадцати лет. Многие жители Самары даже и не знают, что когда-то существовал такой храм - мало сохранилось фотографий и рисунков, немного написано о
    нем книг. Я расскажу вам, как долго и с какой любовью строили Храм Христа Спасителя, о радостном завершении его строительства, о том, как он исчез навсегда со многими другими
    соборами и храмами нашей страны. Моей семье этот собор особенно дорог, потому что он связан с именем моего прапрадедушки. Он служил там священником, осталось несколько реликвий в
    память о том времени: его печать, фотографии и несколько документов.
    Этот храм все ученые называют по-разному: одни - Кафедральным Собором во имя Христа Спасителя, другие - Спасо - Вознесенским собором, а третьи – просто Кафедральным Собором.
    Никто точно не знает – было ли у него одно имя или несколько.
    Первая часть реферата посвящена длительному процессу строительства уникального храма. Вторая часть повествует о судьбе Кафедрального собора.
    Так как же строили этот прекрасный храм, как его разрушили и почему? Нужно ли людям знать об утерянных соборах или нет? Вот это нам и предстоит выяснить.
    \"Память- это ничем не заменимый хлеб насущный, сегодняшний, без коего дети вырастут слабыми, незнайками, неспособными достойно, мужественно встретить будущее\".
    (В.
    А. Чивилихин)
    В 1853 году по разработанному плану для губернского города Самара было решено начать
    строительство кафедрального собора во имя Христа Спасителя на огромной площади.
    заветную
    мечту году Преосвященный Самарский Епископ Герасим призывал всех на помощь общему делу — сооружению кафедрального соборного храма.
    Герасим обратился к Самарскому Губернатору. Надо же было, так сложиться обстоятельствам, в
    тот самый день совершилось в С.-Петербурге злодейское покушение на жизнь Царя, Императора Александра II.
    “Силою Вышнего,-пишет Алабин,- чудесное спасение от руки убийцы, произвело во всем нашем отечестве чрезвычайное впечатление. Затрепетали миллионы
    сердец русских людей, пораженных ужасной вестью о смертной опасности, грозившей возлюбленному Государю, все искали лучшего способа выражения своих чувств.”
    Городское общество постановило: воздвигнуть в г. Самаре кафедральный Собор во имя Спасителя, с приделами: в честь Ангела, Св. Благоверного Великого
    Князя Александра Невского и в честь чтимых церковью Святых, 4 Апреля.
    Этот храм веры, надежды и любви должен был быть вечным памятником несокрушимых уз, связывающих русский народ с его Государем, быть более прочным, чем жизнь целых
    поколений…
    9 апреля 1866 года император
    дал согласие на строительство Соборного храма. 17 апреля, в свой день рождения он, при огромном количестве народа, прибыл к месту, выбранному для сооружения Соборного Храма,
    освятил его, и вслед за ним начали собирать пожертвования на его сооружение, причем начало пожертвований положило Городское Общество ассигнациями из своего запасного капитала-
    15.000 руб. Затем была открыта подписка на сооружение храма по всей губернии. Дворянскими предводителями, а также представителями административных управлений — городских и
    сельских, вследствие чего к 1869 году на проектированное сооружение было уже собрано 39.000 руб., а между тем производилась очистка места под соборную площадь и составление плана
    храма. Уже в Мае 1866 года Начальник губернии распорядился об очистке от построек пространства, предназначенного утвержденным планом города под соборную площадь. При этом
    оказалось, что под эту площадь должны отойти четыре квартала города, на которых находилось 102 дворовых места, принадлежавших различным владельцам. Им было предписано отвести
    другие места или выдать денежное вознаграждение. Но, как оказалось, денежное вознаграждение уже было выдано за отходящие от них усадьбы, но так как многие из этих владельцев
    и за получением этой платы продолжали “сидеть на старине”, губернатор предложил местному Губернскому Правлению принять решительные меры, чтобы такие домовладельцы немедленно
    очистили занимаемые ими места. Преимущественное участие в очищении места под соборную площадь принял один из местных советников коммерции И. М. Плешанов, отдавший под площадь
    лично ему принадлежавшие дворовые места. плану проектируемого сооружения первоначально предполагалось соорудить храм, такой же, как только что тогда сооруженный
    кафедральный собор, во имя Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского, в Вятке. Этот храм был воздвигнут по плану известного академика Вит Берга и потому, для
    подробного изучения этого сооружения и для изображения его в деталях, был командирован в Вятку губернский архитектор М. Д. Муратов. Муратов предъявил Городскому Обществу
    выполненную им работу. Но было решено, что размеры Вятского храма не отвечают потребностям кафедрального собора в Самаре. Городское Общество признало необходимым выработать план
    на более величественное сооружение — вдвое больше, учитывая рост населения Самары.
    Министр внутренних дел Б.Н.Обухов отверг этот план и было решено составить новый проект строительства. Исполнил эту волю петербургский профессор архитектуры Э. И.
    Жибер. 11 Апреля 1869 года им был выработан план храма (одноэтажного), вмещающего 2500 человек и утвержден 25 Мая 1869 года, в день годовщины нового, преступного покушения,
    в Париже, (в 1867) на жизнь Императора Александра Николаевича. После была торжественно совершена молебна в женском Иверском монастыре и закладка храма Преосвященным
    Герасимом Епископом Самарским и Ставропольским, в присутствии губернатора Аксакова, всех местных властей и большого количества народа.
    под председательством Преосвященного Епископа Герасима, губернского архитектора М. Д. Муратова, которому было
    поручено наблюдение за постройкой, городского главы Буреева, Е. Н. Шихобалова и других деятелей города.
    Городское Общество просило Комитет строить соборный храм хозяйственным способом, для возведения нужно было 163 224 руб., по первоначально составленной
    архитектором Муратовым смете, на возведение одноэтажного здания храма.
    Просьба Общества с любовью и вниманием выполнялась Комитетом, находившимся с 20 Июля 1867 года под председательством нового Самарского Губернатора —
    Т...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены