Масленица

    Дисциплина: История
    Тип работы: Доклад
    Тема: Масленица

    МАСЛЕНИЦА ШИРОКАЯ
    Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Она справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до
    начала марта. Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное
    значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.
    Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал \"родительский день\", когда славяне поклонялись душам усопших предков. Проходили века, менялась
    жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить.
    Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена. В старину Масленица считалась самым веселым и разгульным славянским праздником, которым отмечали
    начало земледельческих работ. И хотя сегодня мы не так фатально привязаны к земледельческому циклу, как наши предки, Масленица - хороший повод повеселиться.
    Доживем до понедельника
    Само слово \"масленица\" появилось в XVI веке. Масленицу в народе так любили, что, кроме многочисленных ласковых имен для всей недели (\"касаточка\", \"сахарные уста\", \"
    целовальница\"), придумали названия и для каждого из семи дней. Дни были строго расписаны: кто к кому в гости ходит, кто кого угощает.
    Понедельник назвали встречей: в этот день встречают широкую Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы, поют встречные песни. Песен великое множество, доброй сотни
    страниц не хватит, чтобы все напечатать.
    В этот день свекор со свекровью отправляли невестку на целый день, с самого раннего утра, к отцу с матерью. Кто думает - погостить-отдохнуть, ошибается. Невестка должна была
    помочь по хозяйству, так как вечером в понедельник свекор со свекровью отправлялись в гости к сватам. За блинками, не торопясь, договаривались о том, в какие дни кому из родни визиты
    наносить, как всю эту неделю праздновать.
    В старину царь Петр I самолично открывал гулянья в первопрестольной у Красных ворот. С этого места, куда ни кинь взгляд, все пело, плясало, на качелях качалось, с гор мчалось.
    Кто хочет хотя бы отдаленно представить, как это было, может в нынешнюю Сырную неделю, особенно в последние ее дни, сходить на Поклонную гору. Конечно, театрализованное
    представление 1998 года не повторит полностью те балаганы, тех скоморохов и паяцев, но весельем зарядит.
    С понедельника начинали печь блины. Кажется - чего уж проще! Ан, нет. К молодым, которые впервые встречали Масленицу самостоятельно, с утра пораньше приходила теща, чтобы
    научить дочерей печь хорошие блины.
    Увы, сейчас этот обычай утерян. А зря. Бог с ними, с блинами (хотя у тещ они почему-то всегда получаются вкуснее), но ведь \"простую радость человеческого общения\" ничем не
    заменишь. К тому же лишний почет тестю с тещей не помешает.
    Все знают пословицу \"Первый блин комом\". А, собственно, почему - разве дело только в непрогретой сковороде? Первый блин предназначался душам усопших родителей. Его клали на
    подоконник и говорили при этом: \"Честные наши родители! Вот для вашей души блинок!\"
    Хорошее правило - поминать, вспоминать не только в отведенные для этого дни, но и перед весельем: не будь родителей, и мы бы не веселились. Традиция закрепилась в пословице:
    \"комом\" - значит, не мне. Вернее, это мне комом будет, если забуду, кому первый блин.
    Второй день Масленицы, вторник, называется
    заигрышами. Начинались безудержные игры. Тут и знаменитые снежные, ледяные крепости (между прочим, не что иное, как последний приют зимы), и девичья потеха - качели, и
    скоморошьи частушки...
    Главное в
    заигрышах - любовная тема. Молодоженам разрешалось даже целоваться
    прилюдно; холостые парни высматривали себе невест, а девушки
    оценивающе поглядывали на суженых. Для того и устраивались ледяные горки, засылались в нужные дома специальные \"
    позыватки\", родители пекли горы блинков - чтоб парни и девушки вместе побыли, повеселились,
    пообнимались, конечно, под неусыпным родительским оком.
    Третий день Масленицы, среда - лакомка. В этот день зятья к тещам приходят на блины. К счастью, в современных семьях зятьев немного - в лучшем случае, один-два. А раньше
    накормить полдюжины зятьев было делом разорительным. Отсюда и присказка \"
    Масленица-объедуха - денег
    приберуха\". Но ничего не попишешь: \"хоть себя заложи, а Масленицу проводи!\"
    Тещины блины - это по обычаю целый пир. Уж каких только не напечет - и маленьких, и больших, и молочных, и
    пряженых, и с икрой, и с селедочкой. А уж о напитках и речи нет - только бы на ногах устоять. Попробуй зятю не угодить, ведь дочка - родная кровь, ей потом выслушивать.
    Едва все приходят в себя после визита к теще, как наступает четвертый день - широкий четверг. Вот когда начинается настоящий разгул! Возят чучело на колесе, катаются, песни
    поют, начинают колядовать. Особенно дети. В Москве теперь уж точно по домам не пойдешь: никто дверь не откроет. Но в деревнях нет-нет, да и услышишь детские голоса: \"
    Трынцы-брынцы, пеките
    блинцы! Мажьте масленее, будет вкуснее!
    Трын-трынца, подайте
    блинца!\"
    Гостевания продолжаются - с подарками, с хмелем, ведь не все коту Масленица, надо успеть нагуляться перед Великим постом.
    Пятый день Масленицы называется выразительно - тещины вечерки. Теперь уж зять тещу блинами угощает. Да не просто если та зайдет, а с предварительным приглашением. Чем сильнее
    зазывал зять тещу, тем больше оказывал ей почета. Говорят, \"у тещи зятек - любимый сынок\". Вот он и доказывает, что так и есть. А чтобы теще приятнее было, заодно приглашалась вся
    мыслимая родня: пусть посмотрит, как зять тещу привечает.
    Шестой день этой разгульной недели -
    золовкины посиделки (золовка - сестра мужа): невестка дарит золовкам подарки. В этот день сжигали чучело Масленицы - и окончательно прощались с зимой. Пепел развеивали по
    полю, чтобы был хороший урожай.
    И вот завершающий день - прощеное воскресенье, проводы, целовальник. Все названия верны, все ясны. Заканчивается гулянье, нет больше обжорства, похмелья. Сжигаются последние
    чучела, чтобы зиму в весну не перетягивать. С той же целью на ледяных горках разводят костры - лед растопить, холод уничтожить.
    У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен. С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, молодежь вела
    себя более бурно и выкрикивала: - Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела!
    Кидали в костер блины - «Гори, блины, гори, Масленица!»; парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать, в первую очередь, конечно же, девушек, а с ними и тещ - «Теща,
    люли, поджаривай блины!».
    Во второй половине дня прощения просят, милосердные дела творят.
    Это день очищения, день подготовки к посту. \"Прости меня, если
    виноват\".- \"И ты меня
    прости\".- \"Бог простит\". Прощение сопровождалось взаимными поклонами и поцелуями. Сначала ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены