Характерные особенности казачей и великорусской ментальности

    Дисциплина: История
    Тип работы: Доклад
    Тема: Характерные особенности казачей и великорусской ментальности

    Характерные особенности
    казачей и великорусской ментальности
    Доклад студентки 1-го курса СГПИ Е. Хохловой на Всероссийской научной студенческой конференции «Молодежь и наука: творчество, поиск, открытия». г. Славянск-на-Кубани. 04 декабря
    2009 г.
    Изучение ментальности довольно прочно вошло в дискурс современной отечественной исторической науки, несмотря на то, что
    активная разработка данного направления началась в нашей стране лишь с начала 1990-х гг. Интерес к истории ментальностей тесно связан с поворотом в сторону антропологически
    ориентированной истории, который произошел в западной науке еще в 1960-е гг. и был обусловлен потребностью \"вернуть\" человека в историю, прислушаться к голосам ушедших поколений,
    понять их способы мышления и поведения.
    Менталитет народа
    составная часть национальной культуры. Изучение народного менталитета необходимо для понимания взаимосвязи природы, истории, культуры и социума на
    определенной территории.
    Сравнивая особенности национального характера Кубанского казачества и народов Западной Сибири, можно найти выход из
    существующих на данный момент внутригосударственных проблем
    России, связанных с большим процентом осёдлости коренного населения какой - либо географической общности и увеличить \"прирост\" иногородних, с целью улучшения
    демографического положения страны на генетическом уровне.
    На менталитете западносибирского народа сильно отразилась суровость климата. Проживая на территории, где зима длится
    более полугода, сибиряки выработали в себе огромную силу воли, упорство в борьбе за выживание в условиях холодного климата. Низкая температура в течение большой части года повлияла и
    на их темперамент. Народы Сибири более меланхоличны, медлительны, чем жители Кубани. Важным же элементом казачьей нравственности было отношение к труду. Известно, что труд пользуется
    у кубанцев уважением, презирается леность, столь свойственная сибирякам. А жителям Сибири долгое время приходилось сохранять и аккумулировать свою энергию, необходимую для борьбы с
    холодом, что не требовалось кубанцам в силу их природных условий.
    Суровые сибирские зимы оказали сильное влияние на традиции русского гостеприимства. Гостеприимство воспринимается не
    иначе как сама собою разумеющаяся обязанность. В кубанском казачестве гостеприимство также имеет место, но всё же мощным фактором поддержки и культивации сословной ментальности
    казачества было своеобразное противостояние с иногородним населением. Сословное самосознание и самовыражение основывалось на гордости за принадлежность к военному сословию и
    пренебрежительном отношении к неказакам. Сибирякам же был чужд дух враждебности и соперничества.
    Среди нравственных ценностей казаков важнейшее место отводилось воинским ценностям. Сила, храбрость, непокорность,
    полководческий талант были возведены в ранг моральных добродетелей. А в силу суровости и скупости природы северянин научился быть терпеливым и послушным. Осмотрительность,
    наблюдательность, вдумчивость, сосредоточенность и созерцательность
    это те качества, которые были воспитаны в русской душе российскими ландшафтами. Но национализм, расчетливый и прагматичный подход к жизни не всегда помогал
    великороссу, так как своенравие климата порой обманывает самые скромные ожидания. И, привыкнув к этим обманам, человек предпочитает порой выбрать самое, что ни на есть безнадежное
    решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эту наклонность \"дразнить счастье\", \"играть в удачу\" В.О. Ключевский назвал \"великорусским авосем\", что так не
    свойственно расчётливости действий кубанских казаков, привыкших
    действовать лишь \"по плану\".
    В формировании сословной ментальности значительную роль играли семья, воспитание и образование. Отличительной
    особенностью воспитательного процесса в казачьей среде являлись общественный контроль и общественные соционормативы. В казачьих войсках воспитание подрастающего поколения было под
    строгим контролем всего общества. Данная особенность - общественный контроль и большое значение общественных соционормативов играли важную роль в казачьем обществе. Молодой казак
    должен был быть способным нести службу, обеспечивать семью и участвовать в жизни общины \"не хуже других\". Казачка - достойно исполнять женские обязанности в семье. И казак, и казачка
    не должны были нарушать правила общинной жизни. Дети рано начинали работать. Воспитание в казачьих семьях по обычаю было строгим. Детей ограничивали, принуждали, наказывали. Такое
    воспитание должно было внушить детям дисциплину и чувство иерархии, оно было одним их способов внушить уважение к ценностям. Одновременно строгость должна было подготовить их к
    перенесению жизненных тягот. В Сибири наблюдается противоположный процесс - в воспитании отсутствует грубость и строгая мера наказания, в процессе воспитания учитывается в основном
    пример матери
    отца.
    При обращении к ним используются ласковые прозвища. За хорошо выполненную работу дети всегда поощряются устной похвалой или одобрительным взглядом. В качестве
    поощрения детям дают пользоваться орудиями взрослых и всячески подчеркивают отношение к ним как ко взрослым. С самых малых лет в ребенке воспитывают самостоятельность, контроль за ним
    ненавязчив и незаметен. В воспитательном процессе отсутствуют грубые принудительные методы, физические наказания не приняты, за исключением, конечно, каких-то очень серьезных
    проступков.
    В формировании менталитета казака особое место занимали идеи служения Родине, воинское начало, почитание старших. В
    Западной Сибири же это в первую очередь повышенное внимание к домашнему уюту, теплу, в общем, создание благополучного \"домашнего очага\".
    Не менее важной особенностью кубанского казачества являлась гласность, под влиянием которой развивалась система
    судопроизводства. Ярким показателем ментальности была форма наказаний, в которых принимало участие все казачество. У народов же Западной Сибири личная погрешность оставалась делом
    совести.
    Главными казачьими добродетелями в гражданской жизни была лояльность к обществу и умение поддерживать с его важнейшими
    членами нормальные отношения.
    Крайне важным считалось сохранение репутации. Ведь если она испорчена, то станичник терял возможность для активной социальной жизни. Ему, например, трудно было бы
    добиться избрания на какую либо должность. Ведь для этого нужно было пользоваться доверием схода. В суровых просторах Сибири не прослеживалось столь строго отношения к авторитету, и
    общественное слово отходило на второй план, выпуская вперёд личностное самосознание.
    Жить в таких непредсказуемых условиях Сибири, когда результат труда зависит от капризов природы, можно только с
    неисчерпаемым оптимизмом. В рейтинге национальных черт характера, составленном на основе опроса журнала Reader\'s Digest, проведенного в 18 европейских странах в феврале 2001 г., это
    качество у северных россиян оказалось на первом месте. Оптимистами объявили себя 51% российских респондентов (пессимистами
    только 3%). В остальных частях России и Европе, в то...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены