Христианство на Руси

    Дисциплина: История
    Тип работы: Доклад
    Тема: Христианство на Руси

    Московский Технический Университет Связи и Информатики
    Кафедра философии.
    Доклад на тему
    Христианство на Руси
    Выполнил студент
    группы РЭ9901
    Деменков Илья.
    1.Введение.
    История православной церкви в России остается до сих пор
    одной из
    наименее разработанных областей русской историографии.
    \" Характерно, что ни один из советских историков прошлого не занимался систематическими исследованиями в области истории церкви,
    да, и по-видимому, не ставил перед собой такой задачи, \" - написал доктор исторических наук,
    профессор А.И. Клибанов в своей вступительной статье к книге \"Русское православие:
    вехи истории\" (Политиздат, (c) 1989). История
    Русской
    православной церкви не была однозначной:
    она была противоречивой, изобиловала внутренними конфликтами, отражая общественные противоречия на всем протяжении своего пути.
    Я.Н. Щапов в работе \" Церковь древней Руси ( до конца XIII в. ) \" говорит о том, что введение христианства на Руси было закономерным явлением
    по
    той
    причине,
    что
    в VIII - IX вв. начинает возникать классовый раннефеодальный строй. Формирование
    местных
    княжений
    и создания на их основе в IX в. Древнерусского государства с центром в Киеве, основанного на раннефеодальной эксплуатации в форме централизованной
    ренты - даней, полюдья, требовало изменений в идеологической области, т.е. в религии.
    Тема христианизации представляет сейчас большой
    интерес
    ввиду того, что сейчас,
    в некотором роде, проходит эпоха \"Второго Крещения Ру си\". Для того, чтобы понять сущность происходящего, надо заглянуть в далекое
    прошлое. Именно изучая его, сможем мы найти ответ на вопрос о том, что ныне происходит с российской
    церковью.
    Дохристианские верования на Руси.
    Язычники смотрели на жизнь человека с чисто материальной стороны. Религия восточных славян поразительно сходна с первоначальной религией арийских племен: она состояла в поклонении
    физическим божествам, явлениям природы и душам
    усопших,
    родовым
    домашним духам. Но следов героического элемента у славян
    нет, а это может означать, что у славян не образовывались завоевательные дружины под
    начальством вождей и что переселение их совершались в родовой, а не в дружинной форме (С.М. Соловьев Сочинения кн. I, т. 1
    1988
    \" Мысль \").
    Концу IX века область России вследствие природного
    влияния разделилась главным образом на две части: племена, жившие на юго-востоке, находились под влиянием азиатских
    племена, жившие на северо-западе,
    должны были подчиняться вождям винингов, вышедшим с берегов Скандинавии. Около 862 года, как говорит летописец, племена, платившие дань варягам, изгнали последних
    за море.
    Следует сказать, что славяне в VII и VIII в.в. находились в состоянии все усиливающегося общественного разложения. Образовавшийся между ними в Карпатах военный союз распался на
    составлявшие его части (племена), племена
    разложились
    на роды, даже роды начали дробиться на мелкие дворы или семейные хозяйства, какими эти славяне стали жить днепровском
    новоселье.
    Но
    здесь
    под
    только связующим элементом в новых общественных построениях служило
    уже
    не
    чувство
    кровного родства,
    экономический
    интерес, вызванный к действию свойствами страны и высшими обстоятельствами. Южные реки и равнины втянули восточных славян в оживленную внешнюю торговлю. Эта
    торговля втянула разбросанные одинокие дворы в сельские торговые средоточия, погосты, потом в большие торговые города с их
    областями.
    Новые
    внешние
    опасности с начала IX в. вызвали новый ряд переворотов. Торговые города вооружились, тогда они из главных складочных пунктов торговли превратились в
    политические
    центры,
    их торговые
    округа
    некоторые их этих областей сделались варяжскими
    княжествами,
    из
    соединения тех и других образовалось великое княжество Киевское, древнейшая форма русского государства. Такова связь экономических и политических фактов в нашей
    истории:...\"экономические интересы последовательно превращались в общественные связи, из которых вырастали политические союзы\" -
    сказал
    В.Ключевский
    (В.Ключевский \"Курс Русской истории\", т.1,1937,ГСЭИ).
    Вероятно, что отношения между Константинополем и Киевом не прерывалось со времен правления приемников Рюрика - Аскольда и Дира
    - вероятно, что греческие
    цари
    и патриархи старались умножить число христиан и в Киеве и \"вывести самого
    князя
    из тьмы идолопоклонничества\". Но князья, принимая дары от императора и приглашая священников и патриархов, верили больше мечу
    и довольствовались мирным союзом с греками и терпимостью христианства.
    Киевская княгиня Ольга, правившая 5-ой по счёту после Рюрика, была заинтересована христианством.
    В 955 г. она отправилась в
    Константинополь
    крестилась
    там при императорах Константине Багрянородном и Романе и патриархе Полиевке. По
    возвращении, Ольга начала уговаривать сына Святослава к принятию христианства,
    но он и слышать об этом не хотел. Над принимавшими христианство начали смеяться в Киеве, что было знаком приближающейся вражды с христианством, а значит - усиления
    этой новой религии.
    Святослав много воевал, как в славянских землях, так и в степняцких и византийских. Он был ярым противником христианства. После
    смерти матери Святослав поручил Киев своему сыну Ярополку, а другому сыну , Олегу, Древлянскую землю. езаконорожденный сын Владимир формально княжил в Новгороде.
    Позже Владимир с помощью хитрости,предательства и варягов, овладел государством. Владимир, утвердив свою власть, изъявил отменное уважение к языческим богам. По его приказу было
    построено богатое святилище богов
    , почитавшився и в Киеве, и в Новгороде, и в Залесье
    . Религия должна была стать связующей силой государства. Но родовое язычество плохо для этого подходило – оно учило верности роду, а не князю.Оно не давало возможности
    привлекать иностранных специалистов (монахов, книжников, архитекторов), исключало династические браки с крупными странами, препятствовало торговле с монотеистами.
    3. Принятие христианства в столице.
    К концу 80-х годов власть князя Владимира настолько окрепла, что ему стало уже не нужна поддержка населения. Более того, он сам нуждался в религии, которая могла бы объединить
    вс„ общество, укрепить его связи с Европой, быть помошницей и союзницей при руководстве государством. При этом Владимиру пришлось выбирать такую религию, которая бы наилучшим образом
    подходиля русскому обществу, его понятиям, ценностям, ориентирам, традициям и привычкам. В \"Повести временных лет\" помещён рассказ о том, как Владимир выбрал новую веру.
    Принятие христианатва по византийскому, или по римскому, образцу не устраивало Владимира, потому что и в том, и в другом случае Русь попадала в \"сферу влияния\", в зависимость
    либо от Священной Римской империи, либо от Византийской империи. Из такого тупикового положения, однако, был выход: пример Болгарской державы,имевшей независимое потреаршиство.
    Опыт Болгарии подсказал Владимиру путь к реализации замыслов. Чтобы стать вровень с византийскими василевсами (правителями), Владимиру было необходимо породниться с византийским
    домом....

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены