История создания сурдотехнических средств

    Дисциплина: Медицина
    Тип работы: Доклад
    Тема: История создания сурдотехнических средств

    Министерство образования Российской Федерации
    Костромской Государственный Университет им. Н. А. Некрасова
    Сообщение на тему:
    «История создания сурдотехнических средств».
    Проверила: Смирнова Л.В.
    Кострома 2004 г.
    Попытки изобретения различных устройств, помогающих общаться с глухими, имеют такую же древнюю историю, как само обучение глухих. Предлагались всевозможные слуховые трубы,
    деревянные пластинки, палочки и тому подобные «аппараты». Первое упоминание об искусственной слуховой трубе, по свидетельству известного врача Древнего Рима Галена, относится к
    веку до нашей эры. Тогда философ Архиген предложил «компенсировать» пониженный слух особыми собирающими трубками – серебряными рожками. Узкий конец такого рожка вставлялся в ушную
    раковину, широкий – собирал звуки относительно большой площади. Несмотря на примитивное устройство и малое усиление, рожки и различного рода слуховые трубки существовали около двух
    тысячелетий. Слуховые трубы широко использовал основоположник советской космонавтики К.Э.Циолковский, слух которого с детства был сильно ослаблен. Многие очевидцы в своих воспоминаниях
    отмечают хорошую помощь, какую давали металлические конусы для облегчения общения с ним. Ныне они хранятся в музее К. Э. Циолковского в Калуге.
    Своеобразный способ передачи речи глухим предложил в середине Х
    века итальянский философ Дж. Кардано. Он использовал металлический котёл, в который говорили как в рупор. Глухие ученики прикладывали к котлу деревянные или железные палочки и
    таким образом ощущали вибрацию, помогавшую распознавать речь. Деревянные палочки оказывались пригодными также в качестве проводников простых звуков, например, звуков музыкальных
    инструментов. Палочки стали непременной принадлежностью обучения глухих. Но уже вскоре после возникновения так называемого «палочково-осязательного» метода разгорелись споры о его
    целесообразности. Известный немецкий сурдопедагог, основатель одной из первых школ для глухих в Европе, Гейнике выступил в 1778 году против подобной «возможности перекинуть мост от
    одного органа чувств к другому». Он писал: «Такие приспособления дают только грубые ощущения, недостаточные для понимания словесной речи». Несмотря на это замечание, использование
    слуховых палочек было распространено в течение всего Х
    столетия. Широко известен пример, свидетельствовавший об использовании глухим Бетховеном деревянной палки. Он упирался в один конец палки грудь, а другой прижимал к роялю.
    Вибрация, воспринимаемая таким образом, позволяла композитору следить за ритмом и громкостью музыки.
    Совершенствование слуховых палочек продолжалось: появились специальные обручи из елового дерева. Считалось, что ель – один из лучших проводников вибрации. Обруч соприкасался с
    гортанью говорящего, а глухие дети, держась за него, ощущали голосовую вибрацию.
    В конце Х
    столетия на смену слуховым палочкам пришли другие проводники звуков – каучуковые и эбонитовые трубки прижимались к подбородку или челюсти глухого. Они имели различную форму, но
    принцип действия был одинаков. Эти устройства получили широкую рекламу, хотя помощь, оказываемая ими, была невелика. Они создавали иллюзию слухового ощущения и несколько улучшали
    понимание речи слабослышащими.
    К сожалению, все эти приспособления были мало эффективны. Не хватало знаний природы звука, особенностей человеческой речи. Не было устройств, позволяющих преобразовывать звук в
    другие формы энергии и усиливать его. Только с развитием физики и техники, начавшемся во второй половине
    века, оказалось возможным создать приборы, помогающие слабослышащим и глухим различать звучащую речь, хотя общие идеи были известны давно.
    Ещё в 1800 году основоположник электротехники Александро Вольта вводил в наружные слуховые каналы металлические электроды и подключал к ним свой знаменитый «вольтов столб»,
    содержащий 30-40 элементов. «Я ощутил звук или, скорее, шум в обоих ушах, характер которого я не мог более точно определить»,- сообщал Вольта в одном из своих писем. Этот шум длился в
    течение всего времени замыкания цепи. Опыты были, видимо, настолько неприятны, что Вольта никогда больше не повторял их.
    Через 60 с лишним лет петербургский врач Р. Бреннер для электрического раздражения органа слуха заполнял наружный слуховой проход 1 %-ным раствором поваренной соли. На основании
    своих опытов Бреннер предложил электродиагностику нарушений органа слуха. Она позволяла характеризовать состояние волокон слухового нерва, как в норме, так и в патологии, включающей
    тяжёлые формы глухоты.
    В марте 1876 года Александру Грехему Беллу был выдан патент на изобретение телефона. А.Г.Белл предложил прибор, при помощи которого звуки речи можно было превращать в
    электрические колебания и передавать по проводам на большое расстояние. Всю свою сознательную жизнь Белл живо интересовался проблемами глухоты. Он был женат на женщине, потерявшей
    слух в раннем детстве после скарлатины. За три года до изобретения телефона Белл построил прибор для исправления произношения глухих, в котором предвосхитил технические идеи аппаратов
    видимой речи. В этом приборе, названном фоноавтографом, игла, соединённая с мембраной, при воздействии звуков речи чертила на закопчённом барабане характерные фигуры. Сравнивая формы
    этих фигур при правильном и неправильном произнесении звуков, учитель мог демонстрировать глухому ученику его ошибки.
    В начале 30-х годов
    века группа ленинградских физиологов и врачей под руководством Г.В.Гершуни, использовав жидкостные электроды Бреннера, установила количественные показатели деятельности волокон
    слухового нерва. Они выявлялись по возникновению слуховых ощущений при действии переменных токов и коротких импульсов постоянного тока у людей с разной степенью утраты слуха. Но лишь в
    1957 году была сделана первая попытка непосредственного воздействия на волокна слухового нерва с помощью вживлённого (имплантированного) в нерв электрода.
    В послевоенные годы американские и советские специалисты на новом техническом уровне возвратились к идеям Александра Белла сделать звуки речи видимыми для глухих. Эти устройства
    получили название «видимая речь». Но вместо закопчённого барабана знаки, соответствующие произносимым звукам, возникали на экране электронно-лучевой трубки, напоминающей кинескоп
    обычного телевизионного приёмника. Светосостав экрана в таких трубках обладал значительным послесвечением. Это позволяло сохранять видимыми знаки, возникающие на экране прибора, на
    протяжении 8-10 секунд.
    В Советском Союзе приборы видимой речи, получившие сокращённое название «ВИР», были разработаны в 1962 году в НИИ дефектологии В.Д.Лаптевым с соавторами. Знаки, получаемые на экране
    таких приборов, не имеют ничего общего с буквами алфавита. Учёные полагали, что, выучив эти знаки, глухие смогут научиться читать устную речь с экрана такого прибора. Надежды, к
    сожалению, не оправдались.
    В середине ХХ века известной шведской фирмой «Камплекс» было разработано устройство, называемое «Искусственное ухо» и предназначавшееся для восприятия речи ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены