"Век просвещения" на примере венских классиков

    Дисциплина: Разное
    Тип работы: Доклад
    Тема: "Век просвещения" на примере венских классиков

    Введение
    Во всемирную историю 18 век вошёл как «век разума и просвещения». Торжество свободной человеческой мысли, победившей средневековое мировоззрение, приводит к стремительному
    развитию естественных наук, литературы и искусства.
    Рождение и взаимодействие многих жанров и художественных стилей в музыке 18 века, широкое распространение в быту музыкальных инструментов и складывавшиеся традиции музыцирования,
    возникновение хоровых капелл, оркестров, оперных групп, развитие музыкального образования и становление концертной деятельности, появление национальной композиторской школы подготовили
    создание и расцвет классической музыки в 19 веке.
    Главное место среди музыкальных жанров являлась опера. Комическая опера сложилась в странах с развитой оперной культурой в качестве альтернативы
    придворной опере-сериа (ит.
    opera seria
    – серьезная опера), принципы которой были разработаны в 17 в. итальянскими композиторами неаполитанской школы (в частности, А.Скарлатти).
    Национальные разновидности комической оперы.
    Родиной комической оперы считается Италия, где этот жанр носил название опера-буфф (итал. opera buffa – комическая опера). Ее источниками стали комедийные оперы римской школы 17
    в. и
    комедия дель арте
    . Поначалу это были забавные интермедии, вставлявшиеся для эмоциональной разрядки между актами оперы-сериа. Первой оперой-буффа стала «Служанка-госпожа
    Дж. Б.Перголези
    », написанная композитором как интермедии к своей же опере-сериа Гордый пленник (1733). В дальнейшем оперы-буффа стали исполняться самостоятельно. Их отличали небольшие масштабы,
    малое количество действующих лиц, арии буффонного типа, скороговорка в вокальных партиях, усиление и развитие ансамблей (в противовес опере-сериа, где основой были солирующие партии,
    а ансамбли и хоры почти не использовались). В музыкальной драматургии базой служили песенные и танцевальные народные жанры. Позже в оперу-буффа проникли лирические и сентиментальные
    черты, сдвигавшие ее от грубоватой комедии дель арте к прихотливой проблематике и сюжетным принципам
    К.Гоцци
    . Развитие оперы-буффа связано с именами композиторов Н.Пиччини,
    Дж.Паизиелло
    Д.Чимароза
    Во Франции жанр развивался под названием op\'era comique (фр. – комическая опера). Возник как сатирическая пародия на «большую оперу». В отличие от итальянской линии развития, во
    Франции жанр изначально формировался авторами-драматургами, что обусловило сочетание музыкальных номеров с разговорными диалогами. Так, автором первой французской op\'era comique
    считается
    Ж.Ж.Руссо
    (Деревенский колдун, 1752). Музыкальная драматургия op\'era comique развивалась в творчестве композиторов Э.Дуни, Ф.Филидора. В предреволюционную эпоху op\'era comique приобрела
    романтическую направленность, насыщенность серьезными чувствами и актуальным содержанием (композиторы П.Монсиньи,
    А.Гретри
    Эпоха классицизма.
    Классический стиль в музыке достиг своей зрелости, высокого расцвета в творчестве Гайдна (1732 – 1809гг.), Моцарта (1756 – 1791гг.), Бетховена (1770 – 1827гг.).
    В общем, классицизм – это ведущее художественное направление в европейской культуре, искусстве и архитектуре конца 18 – начала 19 века, для которого характерно стремление
    воссоздать дух и форму искусства, стремление к выражению возвышенных героических и нравственных идеалов.
    В музыкальном искусстве «классический» означает образцовый, совершенный, непревзойдённый.
    Выступления венских классиков – это рождение вокальной и инструментальной музыки, что в принципе было родственно художественным античным произведениям, по крайней мере, в
    тщательной отделке формы произведений в целом и во всех деталях, в их органической связности.
    Сонатно-симфонический цикл.
    Сонатно-симфонический цикл сформировался в 18 веке. В его основе две противоположные темы. В сонатной форме три раздела:
    экспозиция, разработка, реприза. В экспозиции две темы, разные по характеру. Одна – главная, а другая побочная. У них разный темп и часто разные тональности. В разработке развиваются
    и сопоставляются, чередуются и варьируют две темы. Часто происходит смена тональности. В репризе повторяются темы экспозиции.
    В переводе «цикл» означает многочастность, а «симфония» - созвучие, согласие.
    Венские классики.
    Венские классики – это гении «века просвещения», сыгравшие огромную роль в истории и развитии музыкальной культуры 18-19 веков. «Венскими классиками» принято считать таких
    композиторов как Гайдна, Моцарта, Бетховена. В своих произведениях они отразили оптимистическое утверждение жизни, действительность в развитии, диалектическое соотношение образной
    многогранности и целостности содержания.
    Творчество Моцарта, всеобъемлющее по охвату жанров и по широте музыкально-стилистических связей — один из важнейших этапов в мировом развитии оперы, симфонии, концерта и камерной
    музыки. В нём обобщён многовековой опыт композиторов различных стран.
    Завершая 18 век, оно оказало влияние на позднее творчество И. Гайдна и непосредственно подвело к 19 веку — к героике Л. Бетховена.
    Музыка Гайдна демократична по самому своему существу. Не так уж часто прибегая к прямому цитированию народных напевов, композитор буквально пропитал свои сочинения
    народно-песенными элементами во всем их жанровом разнообразии. Сочинения Гайдна пронизаны интонациями австрийских и венгерских песен и танцев.
    Бетховен замечательно обогатил сокровищницу музыкального искусства вдохновенными образами героической драматической борьбы, глубоких философских раздумий и проникновенного
    созерцания красоты природы.
    Самым старшим классиком был Йозеф Гайдн, произведения которого стали достоянием людей всего мира. С наибольшей полнотой,
    яркостью и самобытностью в его произведениях раскрыто оптимистическое мироощущение композитора, лишь иногда оттеняющееся сумрачными настроениями. Но их всегда преодолевают
    неиссякаемое гайдновское жизнелюбие, острая наблюдательность, весёлый юмор, простое, здоровое и вместе с тем поэтическое восприятие окружающей действительности.
    За долгую жизнь Гайдном было написано свыше 100 симфоний, более 80 струнных квартетов. 52 сонаты для клавира, около 30 опер и многой другой музыки для различных
    инструментов. «Папаша Гайдн»,- с любовью говорили о нём собратья-музыканты, потому что он был добр в жизни и в музыке. Судьба не баловала его... И всё же он не утратил любви к людям.
    Его называют «отцом симфонии», потому что его симфонии стали образцами законченности и совершенства. В его музыке живут народные австрийские мелодии, его музыка полна жизни и радости.
    Произведениям Гайдна присущи стройность и уравновешенность формы, светлый, жизнеутверждающий характер. В своей музыке Йозеф Гайдн сумел передать чувства, мысли и настроение своего
    времени.
    Оратории Гайдна были созданы в послелондонский период, в последние годы жизни композитора. Непосредственным поводом к написанию их послужило знакомство с ораториями Генделя,
    которые произвели на Гайдна неизгладимое впечатление.
    Оратория ”Времена года” была закончена в апреле 1801 г. и тогда же исполнена в Вене. Пожалу...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены