Клавирная сюита

    Дисциплина: Разное
    Тип работы: Доклад
    Тема: Клавирная сюита

    КЛАВИРНАЯ СЮИТА
    Содержание
    TOC \\o \"1-3\" \\h \\z \\u
    Краткий исторический экскурс
    PAGEREF _Toc158714846 \\h
    Определяющая роль танца
    PAGEREF _Toc158714847 \\h
    Рождение сюиты
    PAGEREF _Toc158714848 \\h
    Драматургия цикла
    PAGEREF _Toc158714849 \\h
    Сюита в творчестве И.С.Баха
    PAGEREF _Toc158714850 \\h
    Приложение
    PAGEREF _Toc158714851 \\h
    Используемая литература
    PAGEREF _Toc158714852 \\h
    Краткий исторический экскурс
    Сюита (от французского слова suite, буквально – ряд, последовательность) – циклическое инструментальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных пьес, для которого
    характерны относительная свобода в количестве, порядке и способе объединения частей, наличие жанрово-бытовой основы или программного замысла.
    Как самостоятельный жанр, сюита сформировалась в
    XVI веке в странах Западной Европы (Италия, Франция). Термин «сюита» изначально обозначал цикл из нескольких разнохарактерных пьес, первоначально исполняемых на лютне;
    проник в другие страны в
    XVII -
    XVIII веках. В настоящее время термин «сюита» является жанровым понятием, имеющим исторически различное содержание, и используется для выделения сюиты среди других
    циклических жанров (сонаты, концерта, симфонии и др.).
    Художественных вершин в жанре сюиты достигли И.С.Бах (французские и английские сюиты, партиты для клавира, для скрипки и виолончели соло) и Г.Ф.Гендель (17 клавирных сюит). В
    творчестве Ж.Б.Люлли, И.С.Баха, Г.Ф.Генделя, Г.Ф.Телемана распространены оркестровые сюиты, чаще называвшиеся увертюрами. Сюиты для клавесина французских композиторов (Ж.Шамбоньер,
    Ф.Куперен, Ж.Ф.Рамо) представляют собой собрания жанрово-пейзажных музыкальных зарисовок (до 20 пьес и больше в сюите).
    Со второй половины
    XVIII века сюита вытесняется другими жанрами, и,
    она вновь оказывается востребованной. Романтическая сюита представлена в
    основном творчеством Р. Шумана, без которого совершенно немыслимо рассмотрение этой стилистической разновидности жанра и, вообще, сюиты XIX века. К жанру сюиты обращались и
    представители русской фортепианной школы (М.П.Мусоргский). В творчестве современных композиторов (А.Г.Шнитке) также можно найти сюитные циклы.
    Настоящая работа акцентирована на такое явление, как старинная сюита; на ее становление
    и жанровую первооснову основных составляющих номеров цикла. Исполнитель должен помнить, что сюита – это не только ансамбль различных номеров, но и точный в жанровом
    отношении показ каждого танца в рамках определенного стиля. Являясь целостным явлением, каждая часть сюиты при всей своей самодостаточности играет важную драматургическую роль. В этом –
    главная особенность этого жанра.
    Определяющая роль танца
    Эпоха Ренессанса (
    XIII-
    XVI века), в истории европейской культуры ознаменовала собой наступление так называемого Нового времени. Для нас важно, что как эпоха европейской истории Возрождение
    самоопределилось, прежде всего, в сфере художественного творчества.
    Трудно переоценить огромную и прогрессивную роль народных традиций, оказавших столь плодотворное влияние на все виды и жанры музыкального искусства Ренессанса; в том числе – и на
    танцевальные жанры. Так,
    по словам Т.Ливановой «народный танец в эпоху Возрождения существенно обновил европейское музыкальное искусство, влил в него неиссякаемую жизненную энергию».
    Большой популярностью в то время пользовались танцы Испании (павана, сарабанда), Англии (жига), Франции (куранта, менуэт, гавот, бурре), Германии (аллеманда). Для начинающих
    музыкантов, мало исполняющих старинную музыку, эти жанры остаются мало исследованы. По ходу данной работы, я кратко охарактеризую основные танцы, входящие в классическую сюиту и дам им
    отличительные характеристики.
    Следует отметить, что богатейшее наследие народной танцевальной музыки воспринималось композиторами не пассивно – оно творчески перерабатывалось. Композиторы не просто использовали
    танцевальные жанры – они впитывали в свое творчество интонационный строй, особенности композиции народных танцев. Вместе с тем они стремились воссоздать свое, индивидуальное отношение к
    этим жанрам.
    XVI,
    XVII
    и в большей части
    XVIII столетиях, танец занимает господствующее место не только как искусство само по себе – то есть умение двигаться с достоинством, изяществом и благородством, – но
    также как связь с другими искусствами, особенно с музыкой. Танцевальное искусство считалось весьма серьезным, достойным пробудившемуся к нему интересу даже у
    философов и священников. Сохранились свидетельства, что, позабыв о величии и помпезности католической церкви, кардинал Ришелье выделывал антраша и пируэты
    перед Анной Австрийской в гротесковом наряде клоуна, украшенном мелкими колокольчиками.
    В XVII веке танцы стали играть беспрецедентно важную роль – как социальную, так и политическую. В это время происходило становление этикета, как социального явления. Танцы лучшим
    образом иллюстрировали повсеместное распространение принятых правил поведения. Исполнение каждого танца было сопряжено с точным выполнением ряда обязательных требований, относящимся
    только к конкретному танцу.
    Во
    время царствования Людовика
    XIV при французском дворе было модным воссоздавать народные танцы – грубоватые и колоритные. Народный и бытовой танец Франции XVI-XVII веков сыграли исключительно большую
    роль в развитии балетного театра и сценического танца
    . Хореография оперно-балетных представлений XVI, XVII и начала XVIII века состояла из тех же танцев, которые придворное общество исполняло на балах и празднествах. Только в конце
    XVIII века происходит разграничение бытового и сценического танцев.
    Таким образом, следует отметить немаловажную роль танца в музыкальной культуре Западной Европы, начиная с эпохи Возрождения.
    Рождение сюиты
    Крупнейшим достижением эпохи Ренессанса является создание инструментального цикла. Самые ранние образцы таких циклов были представлены в вариациях, сюитах и партитах. Следует внести
    ясность в распространенную терминологию. Сюита – французское слово – означает «последовательность» (подразумевается – частей цикла), соответствует итальянскому «партита». Первое
    название – сюита употребляется с середины
    XVII века; второе название – партита – закрепляется с начала того же века. Есть и третье, французское обозначение – «
    ordre» («набор», «порядок» пьес), введенное Купереном. Однако этот термин не получил широкого распространения.
    Таким образом, в
    XVII-
    XVIII веках сюитами (или партитами) называются циклы лютневых, а позднее клавирных и оркестровых танцевальных пьес, которые контрастировали по темпу, метру, ритмическому
    рисунку и объединялись общей тональностью, реже – интонационным родством. Ранее – в
    XVI веках прообразом сюиты послужили серии из трех и более танцев (для различных инструментов), сопровождавших придворные процессии и церемонии.
    На начальном этапе своего развития музыка сюиты носила прикладной характер – под нее танцевали. Но для развития драматургии цикла сюиты потребовалось известное удаление от бытовых
    танцев. С этого времени начинается классический пер...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены