Педагогические взгляды Белинского и их связь с задачами литературы
Дисциплина: ПедагогикаТип работы: Доклад
Тема: Педагогические взгляды Белинского и их связь с задачами литературы
Московский Государственный
Педагогический Университет
дефектологический факультет
Доклад
Тема: «Педагогические
взгляды
Белинского и их связь
с задачами
литературы».
Выполнила:
студентка 511 группы
Шахова М.Е.
Москва 2005
Педагогические взгляды Белинского и их связь с задачами литературы.
В его многочисленных работах поставлены основные проблемы педагогики научного и практического характера, решаемые им с позиции гуманизма и демократизма.
В работе «Рассуждение. Доброе воспитание нужнее всего для молодых людей» Белинским были освещены педагогические вопросы. Здесь он высказывает материальную мысль о том, что человек не
имея врожденных идей и понятий,
в тоже время одарен от природы возможностями развития, ему присуще также любопытство и стремление к познанию.
Вопрос о роли, значении, сущности воспитания В.Г. Белинский более полно рассматривает в своих последующих работах.
В «литературных мечтаниях» он обрушился на тех, кто считал, что русский народ против просвещения и что просвещение ему не нужно и даже вредно. «Надобно, чтобы у нас было просвещение,
созданное нашими трудами, взращенное на родной почве» - пишет Белинский. Тогда может появиться настоящая литература.
В период 30- начала 40 годов мысль о литературе была одной из главных в критической практике В.Г. Белинского. Немалое место в ней занимали вопросы о роли, значении, сущности
воспитания. Обширная рецензия В.Г. Белинского на вышедшие в 1838 г. издание « Библиотека детских повестей и рассказов» В. Бурьянова охватывает широкий круг общих вопросов воспитания и
свидетельствует о более глубоком подходе автора к их рассмотрению. В этой рецензии В.Г. Белинский с большой научно- материалистической точностью говорит о прирожденных возможностях
человека, при этом решающее значение в развитии людей имеет общественная среда и воспитание.
Он выступил против вульгарно – материалистических представлений о том, что ребенок « чистая доска», на которой воспитатели могут писать все, что им заблагорассудится « Нет не белая
доска есть душа младенца, а дерево в зерне, человек в возможности». Воспитатели должны
поступать , как садовники, которые ухаживают не только за растением, но и за почвой , на которой оно растёт. Он предлагает воспитательные средства сообразовывать с
периодами развития ребенка.
В.Г. Белинский выступает с категорическим требованием предоставить детям нормальные условия для развития, осуждает произвол взрослых, настаивает на запрещении наказаний, суровой
дисциплины, неразумных требований. Главной
целью всякого человека « на всякой ступени в лестнице общественной иерархии – быть человеком». В.Г. Белинский требует заменить сословное воспитание
общечеловеческим.
Орудием воспитания является любовь, говорит В.Г. Белинский, а целью – человечность и раскрывает следующим образом своё короткое определение главной цели воспитания: «Под
человечностью мы разумеем живое
соединение в одном лице тех общих элементов духа, которые равно необходимы для всякого человека, какой он ни был нации, какого бы он ни был звания, состояния,
в каком бы возрасте жизни и при каких обстоятельствах ни находился, - тех общих элементов, которые должны составлять его внутреннюю жизнь, его драгоценнейшее сокровище и без которых он
не человек»
Согласно концепции
В.Г. Белинского, не только общество должно заботится о равном для всех воспитании, но и каждый человек должен постоянно заниматься самоусовершенствованием.
В процессе долгого и мучительного пути поисков подлинно научных законов преобразования общества В.Г. Белинский позже преодолевает свои идеалистические иллюзии.
В первых педагогических статьях В.Г. Белинский развивал важнейшую идею о народности воспитания. Он верил, что русский народ, томившийся под ярмом крепостнического и самодержавно-
полицейского гнёта, найдет в себе силы изменить к лучшему свою жизнь. Его вера в творческие силы народа была неистощимой, носила характер твердого убеждения, основанного не только на
представлении о неизменном прогрессе общественного развития, но и на собственном знании народной жизни, близости к народу и горячей сыновней любви к нему.
«Народность - обыкновенно выпускается у нас из плана воспитания». В.Г. Белинский считал, что настоящий человек не может быть равнодушным к судьбе своей родной
страны, ибо « кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству».
Рекомендуя детям чтение В.Скота, Ф. Купера, В.Гёта и В.Шекспира, он настаивал на изучении прежде всего гениальных творений русских писателей.
«Естественная кровь - еще недалеко не составляет того, чем должна быть человеческая любовь»- пишет Белинский. Он признаёт, что родители чаще всего любят своих детей растительной,
инстинктивной любовью. Любовь человека должна быть просветлена разумом, способствовать формированию в детях
высоких идеалов, нравственных качеств. Он разъяснил родителям, в чём состоят различия между естественной, кровной любовью и разумной любовью к детям, которым
предстоит проявить себя по- настоящему в будущем.
Ребенок должён любить и уважать своих родителей, он обязан подчиняться их общечеловеческим требованием, но нельзя « ограничить поприще его жизни только успокоением нежных родителей».
Обязанности человека по отношению к обществу также священны, как и отношение к родителям.
«Основной
вопрос воспитания – говорит Белинский,- заключается
в том, должно ли детей воспитывать так, чтобы они могли уживаться с обществом, или должно желать, чтобы общество сделалось способным уживаться с людьми
благовоспитанными».
Нравственное воспитание. В.Г.Белинский считает важнейшей стороной формирование человека. «Есть много родов
образования и развития и каждое из них важно само по себе , но всех их выше должно стоять образование нравственное» - говорит Белинский.
Основное требование к нравственному воспитанию в младшем возрасте состоит в том, чтобы оградить детей от всего дурного, поставить перед их глазами положительные примеры.
Истинная нравственность имеет своей основой хорошие задатки, свойственные каждому человеку. Чтобы она развивалась, надо предоставить детям разумную свободу и самостоятельность.
Безнравственна такая обстановка , в которой в детях задавлены, приглушены все естественные склонности и задатки.
Пусть дети тянутся к совершению доброго и хорошего не ради будущей награды. Высшей наградой для них должна быть радость от сознания справедливости и правоты поступков. Он называет
юношеский энтузиазм, стремление к героике и романтике « необходимым моментом нравственного развития», способствующий внутреннему очищению от корыстных и эгоистических побуждений. Говоря
о том, какой должна быть дружба с товарищами, он считает,
только та дружба нравственна, которая построена на истинной симпатии и развивается « через стремление к общему… через любовь к истине».
В.Г. Белинский указывает на опасность формализма в моральном воспитании. Построенная на голых сентенциях
(нравоучительных) и резонерских ( назидательных) поучениях, оно в лучшем случае приучит детей механичес...