Тоталитаризм - феномен XX Века

    Дисциплина: Политология
    Тип работы: Доклад
    Тема: Тоталитаризм - феномен XX Века

    Средняя школа №3 имени В.И. Лыткина
    Реферат по
    обществознанию на тему:
    “Тоталитаризм – феномен Х
    века”
    Выполнил
    Ученик 9б класса
    Федосов Святослав
    Преподаватель
    Отьева Анна Михайловна
    Город Сыктывкар
    2005
    Тоталитаризм – тип политической системы и общества. Характеризуется тоталитаризм на всеобщей идеологии общественной жизни, чрезмерным разрастанием власти и поглощением ее
    гражданского общества.
    Общая черта тоталитарных моделей устройства человеческого общества это – всеобщность государства. В социально-экономическом отношении она предполагает планирование и регулирование
    всех социальных и хозяйственных аспектов деятельности, не оставляет за индивидуумом свободы в принятии решений, целиком подчиняя его коллективной воле. В такой системе отсутствует
    свобода личности. Действует постоянный контроль со стороны партийно- государственного аппарата над гражданами. Подчиняется вся социальная система коллективным идеологическим целям.
    Проявление тоталитаризма стали феноменом общественной жизни и сложились в определенную систему только в ХХ веке.
    Тоталитарные идеи подчинения части целому, индивида государству, а также всеобщего управления обществом существуют уже свыше двух тысячелетий в высказываниях и сочинениях Гераклита,
    Платона, Карла Маркса, В.И. Ленина и многих других мыслителей. Теория же
    тоталитаризма сложилась в 40-50 г.г. в работах
    Ф.Хайека,
    К.Фридриха и
    З.Бжезинского. В книге «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956 г.) сделана попытка эмпирического обоснования тоталитаризма как понятия, отражающего
    сталинизм и другие однотипные (фашистские и
    национал-социалистические) политические режимы.
    Хотя тоталитаризм стал политической реальностью лишь в ХХ веке, его идейные истоки уходят корнями в глубокую
    древность.
    Петр Великий и Людовик Х
    IV были могущественными правителями – деспотами, но примитивность средств коммуникации, неразвитость социальной инфраструктуры предопределяли их власть не настолько
    эффективной и
    всепроникающей, чтобы можно было ее назвать тотальной. Великие самодержцы прошлых времен объективно не располагали возможностями контролировать все и вся в жизни своих
    подданных. Конечно, они требовали и достигали внешнего повиновения, но всегда в сфере государственного регулирования присутствовал тот или иной «пробел». По меньшей мере, часть общества
    обладала либо политическим иммунитетом (сословные привилегии), либо самостоятельностью в сфере экономической и хозяйственной деятельности (отсутствие планово-приказной системы
    руководства экономикой), либо (более распространенное явление) определенной свободой личной жизни (русских крестьян все-таки не заставляли брить бороды и одевать немецкие камзолы, а
    старообрядцев не расстреливали за их религиозные убеждения ).
    В противоположность автократическим режимам средневековья тоталитаризм предполагает всеобщность государственного
    контроля и пытается регулировать каждый аспект жизнедеятельности общества. Другое дело, в какой степени ему удается достичь желаемого.
    Неслучайно, первым «тоталитаризм» употребил лидер фашистского движения в Италии Б. Муссолини в 1925 году для
    характеристики учрежденного им режима. Идейные истоки, оправдывающие тоталитарную модель, берут свое начало в глубокой древности. Еще Гераклит (
    Эфесский) полагал, что, обладая мудростью и совершенным знанием, «можно управлять решительно всеми вещами».
    Особое значение оправданию тоталитарных форм господства государства над обществом и личностью придавали последователи
    легизма в Древнем Китае (
    Цзы
    Чань,
    Шень
    Бу-хай,
    Шан Ян). Платон тонко критиковал демократическое устройство, но при этом его собственные представления о совершенном государстве предполагали не только безусловное
    подчинение индивида государству, но и собственность последнего на землю, дома, жен и детей граждан. Тотальность государственного регулирования распространялась у Платона и на
    регламентацию распорядка дня и ночи, обязательное исповедание единой религии, запрет на несанкционированное общение с иностранцами и частные поездки за границу. Платон подчеркивал
    необходимость для государства очищать себя от неугодных лиц смертной казнью или изгнанием.
    В основу тоталитарного коммунистического государства положен принудительный принцип равенства. Человек должен навсегда оставить «надежду стать более богатым, более влиятельным,
    превосходящим своими знаниями кого-либо из своих сограждан» (
    Г.Бабеф).
    Тоталитаризм – это полный контроль над всеми сферами жизни общества. Всего этих сфер – пять: экономика, общественные отношения, политика, национальные отношения, личность. Основой
    системы в экономике был строго регламентированный центром распределительный механизм. Например в СССР в 1928 – 1935 годы введение карточек трактовалось не как вынужденная мера, а как
    ступенька на пути к социализму. Были закрыты банковские учреждения. Народные комитеты контролировали каждую тонну металла, каждый ящик гвоздей и т. д. Основой общественных отношений
    была командно - административная система, которая чувствовала себя уверенно, опираясь на крестьян и рабочих. Она формировала массовую психологию равенства: «Пусть бедные, но все равны».
    В Сталинской концепции социализма было место только такому работнику. Что касается третьей системы, то в правовом государстве не может быть единой власти, а должны существовать три
    независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная, в СССР же было соединение законодательной и исполнительной государственной власти. Судебная власть в годы
    гражданской войны была сосредоточена
    в руках ВЧК, других чрезвычайных и внесудебных органов, местных исполкомов, подчиняющихся Совнаркому. Велись альбомные дела, составляемые для высшего руководства
    страны. Происходило систематическое вмешательство госаппарата в сферу правосудия. Характер административно-командной системы сказывался на отношениях наций и народностей. Под
    видом Федерации в 30-е годы утверждалось жестокое централизованное государство. Искоренялась и сама национальная структура страны. Например в докладе о проекте
    Конституции СССР в 1936 году Сталин говорил, будто в СССР существует лишь 60 национальных общностей, в то время, как их было в два раза больше. Созданный в 1936 году Совет
    Национальностей мало занимался конкретными национальными проблемами. В этом же году были ликвидированы такие формы национально-административного деления, как национальные районы и
    национальные сельские советы, которые занимались созданием условий для осуществления школьного образования и культурно-просветительной деятельности на родных языках. Основой пятой
    системы - была личность. Человек, отчужденный от собственности, власти, управления не мог быть личностью в правовом отношении. Права личности подменялись классовыми, групповыми,
    партийно-бюрократическими интересами. Человек не имел гарантий правовой защиты. Школа воспитывала личность в духе непримиримости к «врагам народа». И ими не редко оказывались мать,
    отец, родственники и близкие.
    Тоталитаризму присуще ко...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены