Музейное дело в Вятской губернии - Кировской области в 1918-1940 гг.
Дисциплина: СоциологияТип работы: Диплом
Тема: Музейное дело в Вятской губернии - Кировской области в 1918-1940 гг.
ВВЕДЕНИЕ.
Сколько вещей, окружающих нас в повседневной жизни, давно нам привычных имеют свою занимательную историю создания. А сколько вещей некогда
широко бытовавших вышли из нашего обихода и превратились в редкость, раритет. Именно раритетные вещи собираются, хранятся и демонстрируются в самых разнообразных
музеях, расположенных в столичных, областных и районных городах, различных поселках и селах, порою даже в небольших деревеньках. Есть не мало государственных, ведомственных, школьных
музеев и в Кировской области. История их создания, жизни таит не мало занимательных фактов, а порою даже не до конца разгаданных тайн. К сожалению, краеведы мало занимаются историей
музейного дела.
Само слово “музей” /музеум/
древнегреческое и означает дословно “хранилище муз”, соответственно и первые музеи появились еще в древней Греции. В России первый публичный музей возник при Петре
I. Произошло это в 1719 году, когда в СПб была торжественно открыта кунсткамера.
. До сих пор история становления и развития музейного дела в Вятке должным образом не изучена. Остается много непонятного и неясного. Например, до конца не изучены даже основные
вопросы истории, такие как: когда возник и открыл свои двери для посетителей впервые музей в Вятской губернии? Какими экспонатами он располагал? Кто и как трудился над созданием его
коллекций?
Ряд статей, вышедших в последние пять лет, не внесли достаточной ясности в эти вопросы.
Считается, что первый музей на Вятской земле появился в 1835 году в Сарапуле, входившем тогда в губернию. В Вятке же первый музей появился в 1866 г. и связано это с деятельностью
Петра Андреевича Алабина. Но в данной работе я хотел бы поговорить о другом периоде. Речь пойдет о времени становления и развития государственной музейной сети в
Вятской губернии – Кировской области в двадцатые – тридцатые годы нашего века. Именно в это время образовалось значительное число музеев. Поэтому для своей работы я выбрал этот
период.
Начиная анализ литературы по заявленной теме, хочется сразу отметить, что таковой за советский период истории написано немного. Основополагающей работой можно считать «Очерки по
истории музейного дела».
[ii]
Книга дает достаточно полную информацию о развитии музейного дела по стране. Также в книге приводится ряд юридических документов, так или иначе повлиявших на этот процесс.
Недостатком книги является замкнутость авторов на крупных столичных музеях. Других обобщающих работ я не нашел.
Гораздо богаче местный материал. Одной общей книги, которую можно было бы взять за основу дипломной работы не существует. В основном материал представлен статьями в сборниках, реже -
газетных публикациях и почти единично – фрагментах книг.
Интересный материал о рождении как городских, так и уездных музеев на Вятской земле мы можем узнать из книги Всеволода Лебедева «Вятские записки»
[iii]
. Автор рассказывает о создании Слободского музея, первых посетителях и первых экспонатах. Вкратце Лебедев упоминает и о людях, чьими силами создавался «сей храм науки». О работе
Вятского краеведческого и уездных музеев мы находим
материал в «Трудах ....»
[iv]
самого музея. В основном это отчеты сотрудников музея о проделанной краеведческой работе.
Много статей по истории музейного дела выходило в журналах 20 – 30-х годов,
посвященных краеведению. Значительная часть материала содержится также и в районных газетах того времени
[vi]
. К недостаткам таких публикаций, особенно грешат этим районные газеты, я отнес бы опору порой на голые статистические данные и гипертрофированное восприятие пропагандисткой функции
музея, как основной
[vii]
. Также большинство материала носит не научную функцию, а описательную (рекламную), рассказывая о коллекциях, хранящихся в том или ином музее.
Исследования и статьи 90–х годов более объективны. Новая волна интереса к проблемам развития музея начинается с работ Кировского
историко – краеведческого музея. Первой из них можно считать «Хронику музейной жизни».
[viii]
В работе даетс...