Удвоение ВВП – реальная возможность по повышению уровня и качества жизни россиян

    Дисциплина: Экономика
    Тип работы: Доклад
    Тема: Удвоение ВВП – реальная возможность по повышению уровня и качества жизни россиян

    Министерство образования и науки
    Российской федерации
    Пензенский государственный университет
    Кафедра «Мировая экономика»
    Доклад
    Тема: «Удвоение ВВП – реальная возможность по повышению уровня и качества жизни россиян»
    Выполнил:
    ст. гр. 02РА1 Заонегин
    Антон Александрович
    Проверила:
    Пенза 2005
    Введение
    «Удвоение внутреннего валового продукта страны» - такую задачу на ближайшее десятилетие поставил президент России В. В. Путин в своем Послании к Федеральному Собранию РФ. Что кроется
    за этим амбициозным планом? Каким образом эту задачу собирается решать Правительство РФ, и, главное, как отразиться на жизни рядового гражданина Российской Федерации удвоение ВВП?
    Удвоение ВВП?
    ВВП или внутренний валовой продукт – термин, вошедший в нашу повседневную жизнь 2 года назад. Конечно, термин ВВП не нов, но именно с середины 2003 года он стал частым гостем СМИ,
    благодаря плану Президента по удвоению внутреннего валового продукта страны за 10 лет. Такая задача была поставлена В. В. Путиным его в ежегодным обращении к Федеральному Собранию РФ 16
    мая 2003 года.
    «…За десятилетие мы должны как минимум удвоить валовой внутренний продукт страны.
    Убежден, в России уже есть все условия для постановки и реализации подобных задач. Есть возможности реально заняться масштабным строительством современной и сильной экономики.
    …Такое возможно только в условиях устойчивого и быстрого роста. Роста, базирующегося на использовании всех факторов, внутренних и внешних, традиционных и современных, отечественных и
    зарубежных».
    Что послужило поводом для постановки такой серьезной, \"системной и масштабной задачи\", решение которой заключено в достаточно короткий, в масштабах огромной страны, срок? Ведь её
    воплощением должен стать суммарный рост ВВП страны на 7% в год, что для развитой экономики достаточно высокие темпы роста.
    Базой для подобного заявления могли служить несколько факторов.
    Конечно же, главный
    - это «благоприятная мировая конъюнктура», а именно – высокие цены на нефть. Огромные доходы от нефтегазового сектора позволяют Правительству строить достаточно
    оптимистические прогнозы развития страны.
    Однако эксперты видят в новом лозунге и обратную сторону. Многие считают, что задача удвоения ВВП не является системной. В ней видят простую, привлекательно звучащую и удобную для
    цитирования политиками и комментаторами идею. Таким образом, считают они, за ярким фасадом «удвоения ВВП» правительство сможет провести ряд жестких и непопулярны реформ, которые, по
    всеобщему мнению, навряд ли найдут понимание у народа.
    Программа развития
    После официального объявления новой «десятилетки» глава Правительства
    Михаил Фрадков поручил министру экономического развития и торговли Герману Грефу в кратчайшие сроки разработать проект программы развития России. Впрочем, сенсации
    не состоялось. К концу 2004 года, когда появился на свет проект Программы социально-экономического развития России до 2008 года, всем стало ясно, что никакого удвоения ВВП ни к 2010, ни
    к 2012 году не будет.
    В целом среднесрочная программа, разработанная минэкономразвития, \"предполагает выработку инструментов экономического роста, удовлетворяющего четырем критериям: осуществляется
    высокими темпами, обеспечивая удвоение ВВП за 10 лет; сопровождается прогрессивными структурными сдвигами (то есть обеспечивает диверсификацию экономики) и повышает
    конкурентоспособность страны; демонстрирует высокие темпы в среднесрочной и долгосрочной перспективе, то есть является устойчивым; обеспечивает сближение по уровню экономического
    развития с наиболее развитыми странами (то есть темп роста является более высоким, чем среднемировой или чем темп роста в наиболее развитых странах)\".
    Причем, как полагают авторы документа, \"нарастает критическая масса факторов, которая может привести к существенному замедлению роста\". К таким факторам они отнесли высокую долю
    нефтегазового сектора в экономике, отсутствие незагруженных производственных мощностей, а также исчерпание запаса ценовой конкурентоспособности, возникшей после кризиса 1998 года.
    Следовательно, делается вывод в программе, \"при сохранении сложившейся структуры экономики и ожидаемом падении экспорта российская экономика не сможет выйти на устойчивые темпы роста
    ВВП выше чем 4-5% в год, даже при высоких мировых ценах и благоприятной динамике импортозамещения\".
    В документе рассмотрены три основных сценария экономического развития. Базовый или традиционный сценарий отражает сложившиеся тенденции изменения конкурентоспособности и
    эффективности экономики и не предполагает реализации новых масштабных национальных проектов или стратегий. Второй, инвестиционный и экспортно-ориентированный сценарий развития,
    опирается на реализацию ряда стратегических проектов в нефтегазовом секторе, транспортной инфраструктуре, а также в инновационной высокотехнологичной сфере. Третий,
    инновационно-ориентированный сценарий, характеризуется интенсивными структурными сдвигами в пользу высокотехнологичного информационного сектора и ослаблением зависимости от сырьевого
    экспорта. Темп роста ВВП в этом случае практически не уступает второму сценарию, однако показатели диверсификации экономики оказываются выше.
    Все три варианта исходят из одинаковых внешнеэкономических условий. В базовом варианте рост ВВП в 2005--2007 годах будет на уровне 4,7% в год, в 2008--2011-м -- 4,4%, затем 4,2. Этот
    вариант развития можно назвать бесперспективным, не удовлетворяющим требованиям удвоения ВВП. В двух других вариантах в 2005-2007 годах - 6,1%, затем наблюдаются незначительные
    расхождения. Так, в 2008-2011-м по второму варианту будет 6,2%, по третьему - 6,1%. Зато в более отдаленной перспективе третий вариант оказывается более оптимистичным - 7,2 против 7,1
    во втором. Хотя среднесрочная программа ориентирована на 2005-2008 годы, многие из намеченных реформ и стратегий дадут свой результат уже после 2010 года, отмечают в МЭРТ.
    Таким образом, в случае воплощения проекта в жизнь, Переломным рубежом, по оценке минэкономразвития, может стать период 2008-2011 годов, когда, с одной стороны, обнажатся барьеры,
    связанные с недостатком конкурентоспособных мощностей и продуктов и при этом завершится действие ряда защитных мер внутреннего рынка, предусмотренных переходным периодом в рамках
    вступления в ВТО. С другой стороны, отмечается в документе, может существенно ухудшиться мировая конъюнктура. \"Если зависимость от экспорта сырья и топлива к этому времени в достаточной
    мере не ослабнет, неизбежной станет пауза роста, сопровождаемая значительными социальными издержками\", - считают экономисты.
    Из программы следует, что удвоение ВВП можно ожидать не раньше 2015 года и только в том случае, если в стране будут проведен ряд реформ, к которым относятся: административная
    реформа, ускорение реформирования отраслей естественных монополий, вступление в ВТО, реформа жилищно-коммунального хозяйства, а также реформирование сети бюджетных организаций,
    дерегулирование экономики, валютная либерализация, банковская реформа.
    Ре...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены