Общая характеристика процесса научения

    Дисциплина: Разное
    Тип работы: Контрольная
    Тема: Общая характеристика процесса научения

    Общая характеристика процесса научения
    План
    Введение
    1. Процесс научения
    2. Основные особенности навыков
    3. Дрессировка
    4. Познавательные процессы при формировании навыков
    5. Научение и общение. Подражание
    Заключение
    Список использованной литературы
    Введение
    Научение у животных — готовность к переносу индивидуального опыта из одних, уже бывших ситуаций в новые, за счет чего достигается индивидуальное приспособление живых организмов
    к среде обитания. У животных научение осуществляется на основе врожденных инстинктов, структура которых может несколько перестраиваться в аспекте конкретных условий жизни.
    Торп выделяет научение неассоциативное и ассоциативное. К неассоциативному относят привыкание, характерное для всех
    животных, от одноклеточных до человека. При ассоциативном научении образуется ассоциативная связь между двумя психическими явлениями.
    Выделяют классическое обусловливание (выработка условного рефлекса, по Павлову), инструментальное, или оперантное, научение, латентное научение (научение путем проб и ошибок),
    инсайт и импринтинг. При оперантном научении образуется ассоциативная связь между действием и результатом, при этом животное активно, совершает действия по своей воле; его изучал
    Скиннер. Латентное, или скрытое, научение исследовал и пытался объяснять Толмен, наблюдая за крысами в лабиринте. В основе этого вида научения лежит исследовательская мотивация. В
    ходе исследовательского поведения строится то, что Толмен назвал когнитивной картой. У животного формируется психический образ компонентов среды и собственных действий в среде. После
    этого животное может переходить к нормальной повседневной жизни. Кроме этих ситуаций, латентное научение происходит у детенышей зверей и детей в процессе игры. Инсайт — высшая форма
    научения, основывается на опыте, полученном раньше при других сходных обстоятельствах. Присущ только птицам и млекопитающим, обладающим интеллектом. Оказавшись в проблемной ситуации,
    животное остается неподвижным и только оценивает обстановку, не совершая никаких действий, после чего начинает действовать с учетом реально существующих связей между компонентами
    среды.
    Существуют и другие классификации:
    подразделение на облигатное, или видовое (прилаживание инстинктивного поведения к условиям жизни) и факультативное научение;
    самостоятельное и имитационное и т.д.
    1. Процесс научения
    При изучении процессов научения необходимо исхо­
    дить из того, что формирование поведения представляет
    собой процесс конкретного воплощения в жизни особи
    опыта вида, накопленного и закрепленного в процессе
    эволюции. Именно этим определя­
    ется переплетение врожденных и индивидуально приоб­
    ретаемых компонентов поведения. Видовой опыт передается
    из поколения в поколение в генетически фиксированном виде в форме врожденных, инстинктивных компонентов
    поведения, поэтому «закодированное» таким образом по­ведение всегда является видотипичным.
    Но это не означает,
    что каждая видотипичная форма поведения по своему про­
    исхождению обязательно является врожденной, инстинк­
    тивной. Существуют такие формы научения, которые
    внешне очень напоминают инстинктивное поведение, но
    тем не менее представляют собой не что иное, как резуль­
    тат накопления индивидуального опыта.
    Это прежде всего формы так
    называемого облигатного научения, которым, по Г.Темб
    року, обозначается индивидуальный опыт, необходимый
    для выживания всем представителям данного вида независимо от частных условий жизни особи.
    В противоположность облигатному факультативное на­
    учение, согласно Темброку, включает в себя все формы
    сугубо индивидуального приспособления к особенностям
    тех конкретных условий, в которых живет данная особь. Э
    ти условия не могут быть одинаковыми для
    всех представителей данного вида. Служа, таким образом,
    максимальной конкретизации видового поведения в част­
    ных условиях среды обитания вида, факультативное науче­
    ние является наиболее гибким, лабильным компонентом
    поведения животных.
    абильность факультативного науче­
    ния неодинакова в разных формах егс проявления.
    Конкретизация видового опыта путем вплетения в инстин­
    ктивное поведение элементов индивидуального опыта со­вершается на всех, даже ригидных, этапах поведенческого
    акта, хотя в разной степени. Так, анг­
    лийский этолог Р.А.Хайнд указывает на модификацию
    инстинктивного поведения процессами научения путем
    изменения сочетания раздражителей, обусловливающих
    определенный инстинктивный акт, выделения (или уси­
    ления) определенных направляющих ключевых раздра­
    жителей и т.п.
    При этом существенно, что модификации могут иметь
    место как в сенсорной, так и в эффекторной сфере, хотя
    чаще всего охватывают обе сферы одновременно. В эффекторной сфере включение элементов научения в
    инстинктивные действия происходит чаще всего в виде
    перекомбинации врожденных двигательных элементов, но
    могут возникнуть и новые двигательные координации. Осо­
    бенно часто это происходит на более ранних этапах онтоге­
    неза. Примером возникновения таких новых двигательных
    координаций может служить подражательное пение птиц.
    У высших животных вновь выучен­
    ные движения эффекторов, особенно конечностей, игра­
    ют особенно большую роль в познавательной деятельности,
    в интеллектуальном поведении.
    Что же касается «встраивания» индивидуально-измен­
    чивых компонентов в инстинктивные действия в сенсор­
    ной сфере, то это существенно расширяет возможности
    ориентации животного благодаря овладению новыми сиг­
    налами. При этом в отличие от ключевых раздражителей,
    которые являются для животного изначально биологичес­
    ки значимыми, раздражители, которыми животное руко­
    водствуется при научении, первоначально являются для
    него индифферентными.
    Лишь по мере того как животное запоминает их в ходе
    накопления индивидуального опыта, они приобретают для
    него сигнальное значение. Таким образом, процесс науче­
    ния характеризуется избирательным вычленением неко­
    торых «биологически нейтральных» свойств компонентов
    среды, в результате
    чего эти свойства приобретают биоло­
    гическую значимость.
    Этот процесс не сводится
    просто к образованию условных рефлексов.
    Основой этому служат многообразные динамические
    процессы в центральной нервной системе, преимуществен­
    но в высших ее отделах, благодаря которым осуществляет­
    ся афферентный синтез раздражений, обусловленных
    внешними и внутренними факторами. Эти раздражения
    сопоставляются с ранее воспринятой информацией, хра­
    нимой в памяти. В результате формируется готовность к
    выполнению тех или иных ответных действий, что и про
    является в инициативном, избирательном характере пове­
    дения животного по отношению к компонентам среды.
    Следующий затем анализ результатов действий живот­
    ного (по принципу обратной связи) служит основой для
    нового афферентного синтеза. В результате в дополнение к
    врожденным, видовым программам поведения в централь­
    ной нервной системе постоянно формируются новые, бла
    гоприобретаемые, индивидуальные программы, на которых
    зиждутся...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены