Правовое положение различных категорий населения Древнего Вавилона по законам Хаммурапи

    Дисциплина: История
    Тип работы: Контрольная
    Тема: Правовое положение различных категорий населения Древнего Вавилона по законам Хаммурапи

    МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    КАЗАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
    Кафедра истории государства и права России, зарубежных стран и международного права
    Контрольная работа по учебной дисциплине
    “История государства и права зарубежных стран”
    Правовое положение различных категорий населения Древнего Вавилона по Законам Хаммурапи.
    Выполнила:
    Проверил:
    Казань 2005
    Содержание:
    Введение…………………………………………………………………………3
    1. Законы Хаммурапи: историческая справка…………………
    ……………5
    2. Процесс становления государства в древней Месопотамии………………6
    Общественный строй…………………………………………………………9
    Заключение……………………………………………………………………..19
    Список использованной литературы…………………………………………20
    Введение
    Вавилония - примитивно-рабовладельческое государство Древнего Востока, располагавшееся по среднему и нижнему течению рек Евфрата и Тигра.
    Название свое получила от города Вавилона, бывшего крупнейшим политическим и культурным центром государства, достигавшего своего расцвета дважды - в
    XVIII
    вв. до н. э. Собственно Вавилония занимала лишь среднюю часть Двуречья, от устья нижнего Заба (приток Тигра) на севере до города Ниппура на юге, то есть страну Аккад, которая в
    древних надписях часто противопоставлялась стране Шумер, расположенной в Южной Месопотамии. К востоку от Вавилонии простирались горные области, населенные эламитами и другими племенами,
    а к западу простиралась обширная пустынная степь, в которой кочевали в
    тысячелетиях
    до н. э. племена аморитов. Древнейшие поселения,
    обнаруженные в собственно Вавилонии около современного Джемдет-Насра и древнего города Киша, относятся к концу
    и началу
    тысячелетия до н. э. Население здесь занималось главным образом рыболовством, скотоводством и земледелием. Развивались ремесла. Каменные орудия постепенно сменялись медными и
    бронзовыми. Необходимость осушения болот и создания оросительной сети обусловило применение рабского труда в глубокой древности. Рост производительных сил приводил к дальнейшему
    имущественному и социальному расслоению. Углублению классовых противоречий способствовало развитие обмена с соседними странами, в частности с Эламом, откуда привозили камень, дерево и
    руду.
    Резкое деление общества на классы рабовладельцев и рабов, выделение из общей массы свободных людей крупных богачей, владевших рабами, скотом и землей, появление промежуточных
    слоев населения в виде неполноправных жителей завоеванных территорий (мушкенумов), наконец, массовое разорение общинников характеризуют более сложную, чем ранее, структуру
    вавилонского общества, в котором развертывалась острая классовая борьба. Это в свою очередь приводило к централизации и укреплению государственного аппарата, необходимого
    рабовладельцам для подавления и эксплуатации трудовых масс рабов и бедняков. Так, в царствование Хаммурапи оформляется типичная для Древнего Востока деспотия.
    Древневавилонское государство достигло наибольшего расцвета в царствование Хаммурапи (1792-1750 до н. э.). Главным памятником этого периода является кодекс Хаммурапи.
    В данной работе автор хотел бы подробней разобрать и рассмотреть правовое положение различных категорий населения Древнего Вавилона по Законам Хаммурапи. Законы
    древневавилонского правителя Хаммурапи считаются одними из древнейших в мире, именно поэтому они весьма актуальны и интересны. По своему содержанию и по юридическому значению эти
    законы стали самыми важными памятником всего древневосточного права, отразив вместе с тем самое начало развития права вообще.
    Законы Хаммурапи: историческая справка.
    В 1901 году французская археологическая экспедиция, раскапывая г. Сузы в Эламе (к востоку от Вавилона), обнаружила базальтовый столб, со всех сторон покрытый клинописью. Эта
    уникальная находка была открытием древнейшего на земле свода законов. Он был составлен в царствование Хаммурапи, царя Вавилона, в XVIII столетии до н.э. На самом верху столба
    изображен сам Хаммурапи. Он стоит перед троном, на котором восседает верховный бог Вавилона - Мардук. В руках Хаммурапи жезл - символ судебной власти, врученный царю самим богом.
    Стремление представить законы исходящими от бога было в обычае у всех древних законодателей. Таким образом пытались придать им большую силу.
    Законник Хаммурапи состоит из 282 статей. Из них полностью сохранилось 247. Остальные оказались стертыми. Некоторые из них удалось, впрочем, восстановить по документам
    знаменитой библиотеки ассирийского царя Ашурбанипала. Законник оказался в Эламе скорее всего в виде трофея. Захваченный и вывезенный из Вавилона каким-то победоносным эламским
    царьком, он должен был напоминать о поражении Вавилона. Для этого на очищенном от старых надписей месте предполагалось начертать что-нибудь хвалебное. Но дни славы Элама, очевидно,
    были слишком короткими. В отличие от римлян и славян, писавших свои законы на деревянных досках, древневосточные народы использовали камень. Дерева здесь мало, камня много.
    Выставленный на городской площади \"столб законов\" должен был служить правосудию, совершавшемуся здесь же, и одновременно напоминать: никто не может отговариваться незнанием права.
    2. Процесс становления государства в древней Месопотамии.
    Процесс становления централизованных государств в Древней Месопотамии, как и в других странах Древнего Востока, затянулся на столетия. Мелкие города-государства противились
    централизации, между ними велась борьба за гегемонию. Вавилонский царь Хаммурапи создал мощную централизованную державу, которая стала типичной восточной деспотией. Реформы Хаммурапи
    повлияли на социально-экономическое устройство государства, его систему управления и право. Есть все основания полагать, что этот правитель был незаурядной личностью. Централизация
    власти прослеживается и в том, что по Законнику Хаммурапи судебная система перешла под контроль царской администрации, роль общинных судов резко ограничилась. Это была коренная
    реформа правосудия. Старовавилонское царство из деспотической монархии превратилось в многонациональную империю, что закреплялось в официальном титуле: царь Шумера и Аккада, «отец
    амореев». Объединение мелких государств в крупную державу с централизованным управлением, с единой системой
    законов имело положительное значение для организации ирригационных работ, орошения, водообеспечения. Древний Вавилон по устройству и политическому
    режиму являлся деспотическим государством. Во главе древневавилонской империи был царь
    Хаммурапи, ему подчинялся весь бюрократический аппарат, он подчинил себе жреческую организацию вместе с их храмами, сам назначал и контролировал
    деятельность служителей культа
    Правовые обычаи содействовали и закреплению царской власти на основе ее божественного происхождения, устанавливали смертную казнь за бунт, покушение на правителей и чиновников,
    покушение на религиозные основы. Большую роль в становлении правовых норм играли судебные органы, защищавшие, прежде всего интересы имущих и привилегированных каст, классов. Они
    содействовали разрушению устаревших обычаев родового строя, закрепляли в сво...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены