Римская республика

    Дисциплина: История
    Тип работы: Контрольная
    Тема: Римская республика

    РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
    ИНСТИТУТ ДИСТАНТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    Факультет:
    ЮРИДИЧЕСКИЙ
    Дисциплина:
    история государства и права зарубежных стран
    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
    Студентка: Криницына Анастасия
    Александровна, 1 курс
    г.Березники
    2001
    П Л А Н
    Римская республика: расцвет и падение.
    Роль юристов и юриспруденции в развитии римского права.
    Рецепция римского права в средние века.
    Римское право по законам Х
    таблиц.
    Римская Республика: расцвет и падение.
    Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и
    Рэма и относиться к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединения путем войн трех племен древних
    латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины (
    civitas
    ). Члены старейших римских родов назывались патрициями.
    Историческая традиция связывает закрепление побыды плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с
    реформами рекса Сервия Туллия, относимыми в
    в. до н.э., хотя, очевидно, эти реформы были результатом довольно длительных изменений в общественной жизни Рима, растянувшихся, может быть, на столетие.
    Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный
    принципы.
    Все свободное население Рима – и члены римских родов, и плебеи – было разделено на имущественные
    разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела – во второй и так
    далее. Кроме того, из первого разряда выделена особая группа граждан – всадники, а безземельные – пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд.
    Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии – сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1-3 разряды – тяжеловооруженной
    пехоты, 4-5 разряды – легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий
    первого разряда составляли больше половины всех центурий.
    Наиболее важным в этой части реформ было, то что центурии стали не только военной, но и политической
    единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос
    и голосование по традиции начиналось с центурий всадников первого разряда, а при их единогласии и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям
    получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.
    Вторая часть реформ – деление свободного населения по территориальному принципу усилила процесс
    ослабления кровнородственных связей, лежащих в основе первобытнообщинной организации. В Риме было образованно 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили
    старое название племен – трибы. В трибу входили патриции, и плебей, жившие в ней, подчинялись ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам
    также стали созывать свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепенной, но разделение населения по трибам в
    которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее
    действия.
    Реформы Сервия Туллия повили итог важнейшему этапу процесса образования государства, но не завершили
    его. Этот процесс
    развивался как путем трансформации органов власти, унаследованных от родовой организации, так и путем создания новых. В основе его лежала дальнейшая консолидация
    свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранения былых различий между патрициями и плебеями. Реформы былых различий между патрициями и плебеями. Реформы
    Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях, но не устранили полностью политических и социальных их ограничений. Последующие два века в истории Рима характеризуются
    продолжением борьбы плебеев за уравнение в правах с патрициями.
    В этой борьбе можно выделить два основных этапа. В
    веке до н.э. плебеи добились успеха в стремлении ограничивать произвол должностных лиц, которые по сохранившихся традиции были патрициями. В этих целях в 494 году до н.э. была
    учреждена должность плебейского трибуна. Плебейские трибуны, избиравшиеся плебеями в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом
    veto
    – правом запрещать исполнение распоряжения любого должностного лица и даже постановления сената. Второе важное достижение плебеев – издание в 451-450 гг. до н.э. Законов Х
    таблиц, ограничивших возможности патрицианских магистратов произвольно токовать нормы обычного права. Эти законы свидетельствуют о почти полном уравнении плебеев с патрициями в
    гражданских правах.
    Второй этап относится к
    в. до н.э., когда плебеи добились права на занятие государственных должностей. В 337 году до н.э. Законом Лициния и Секстия было установлено, что один из двух консулов должен был
    избираться из плебеев, а рядом законов 364-337 гг. до н.э. им было представлено право на занятие и остальных государственных должностей. В этом же веке были созданы также законы,
    способствовавшие консолидации плебеев и патрициев. Упомянутый Закон Лициния и Секстия ограничил размер земельного владения, которым могли владеть патриции из общественного земельного
    фонда, что расширило доступ плебеев в этому фонду. Законом Петелия 326 года до н.э. была отменена сохраненная Законами
    таблиц долговая кабала, от которой страдали главным образом плебеи.
    Завершение борьбы плебеев за равноправие было принятие в 287 году до н.э. Закона Гортензия, по которому
    решения плебейских собраний по трибам стали распространяться не только на плебеев и, следовательно, получили такую же силу закона, как и решения центуриатных собраний.
    Во
    II –I вв. до н.э. развитие рабовладельческого общества в Риме приводит к обострению всех его классовых
    и социальных противоречий. Сдвиги в экономике, расширение и изменение форм эксплуатации рабского труда, ее интенсификации сопровождались усилением конфликтов между группировками
    правящих верхов рабовладельцев, а также между ними и большинством свободных, малоимущих и неимущих. Успешная завоевательная политика, превратившая Средиземное море во внутреннее море
    Римского государства, подчинявшая ему почти всю Западную Европу до Рейна, поставила перед Римом новые сложные военные и политические проблемы подавления завоеванных народов, обеспечения
    управления ими.
    В этих условиях становиться все более очевидным, что старое политическое устройство уже бессильно
    справиться с возникшими и обострившимися противоречиями. Рим вступает в период кризиса, который коснулся прежде всего существующих политических учреждений, устаревшей полистной формы
    го...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены