Античное представление о культуре. Великие гуманисты эпохи Возрождения
Дисциплина: КультурологияТип работы: Контрольная
Тема: Античное представление о культуре. Великие гуманисты эпохи Возрождения
Министерство образования и науки Украины
Севастопольский национальный технический университет
Факультет Экономики и менеджмента
Кафедра Учета и аудита
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Культурология
Вариант 5
Выполнил: студент группы АУ-11з
Османов И.Э.__________________
«___»___________________2006 г.
Проверил:
доцент
Смирнова Т. В.
______________________________
«___»___________________2006 г.
Севастополь
2005
СОДЕРЖАНИЕ
1 Античное представление о культуре………………………………………………………3
2 Великие гуманисты эпохи Возрождения………………………………………………...14
2.1 Проторенесанс…………………………………………………………………...15
2.2 Раннее возрождение……………………………………………………………..17
2.3 Высокое возрождение…………………………………………………………..19
2.4 Позднее возрождение…………………………………………………………...21
3 А. Рублев: жизнь и творчество…………………………………………………………...26
АНТИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КУЛЬТУРЕ
Термин \"античность\"
происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней
Греции
и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого
культурно-исторического
явления,
не
могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств:
с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э.
- гибели
римской
империи
под ударами варваров.
Общими для античных государств были пути социального
развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным
комплексом.
Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий.
Главными, стержневыми в
античной культуре били религия и мифология.
Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества.
Затем - античное рабовладение. Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Далее следует
выделить в качестве стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру. При изучении культуры древних Греции и Рима необходимо, прежде всего, сконцентрироваться на
этих
доминантах
античной культуры.
Античная (или древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности,
которые в той или иной
мере
нашли
своё развитие почти у всех европейских народов.
Историю древней Греции принято делить на 5
периодов,
которые являются одновременно и культурными эпохами:
- эгейский или крито-микенский (III - II тыс. до н.э.),
- гомеровский (XI - IX вв. до н.э.),
- архаический (VIII - VI вв. до н.э.),
- классический (V - IV вв. до н.э.),
- эллинистический (вторая половина IV -
середина
вв.
до
н.э.).
Наибольшего расцвета культура древней Греции достигла
классический период.
Греческая религия складывалась в эгейскую эпоху
несомненно испытала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Как у всех древних народов,
у греков были местные
общинные
культы,
боги-покровители отдельных городов-полисов, земледельческие боги. Но уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами Греции
- Олимпийцами. Эта тенденция получила окончательное завершение в македонскую эпоху и была отражением культурного,
политического и
экономического объединения греческих полисов.
Но уже в гомеровскую эпоху культурная общность греков отчётливо
ими
осознавалась, что и отразилось в почитании общегреческих богов. Немалую роль в оформлении общегреческого пантеона сыграли эпическое творчество и
его творцы аэды.
В этом смысле старое изречение,
что \"Гомер создал богов Греции\", отражает какую-то историческую реальность.
Вопрос о происхождении великих богов олимпийского пантеона чрезвычайно труден. Образы этих богов очень сложны, и каждый из них пережил длительную эволюцию. Основными богами
греческого пантеона являются: Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Артемида, Аполлон, Гермес, Дионис, Асклепий, Пан, Афродита, Арес, Гефест, Гестия. Характерной чертой древнегреческой религии
был антропоморфизм - обожествление
человека, представление о богах,
как о сильных, прекрасных людях, которые бессмертны и обладают вечной молодостью. Жили боги, по представлениям греков, на горе Олимп, расположенной на границе
Фессалии и Македонии.
Формы культа у греков были сравнительно просты. Наиболее обычной частью культа было жертвоприношение. Другими элементами культа были возложение венков на алтари,
украшение статуй богов,
их омовение, торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, иногда религиозные пляски.
Отправление общественного культа рассматривалось
как дело государственной важности. Помимо общественного культа существовал и частный,
домашний культ,
обряды его,
более скромные,
совершались главами семей и родов.
Жречество в Греции не составляло особой корпорации или замкнутого сословия.
некоторых
случаях
они занимались гаданием,
прорицанием и врачеванием. Должность жреца была почётной,
но не
давала
непосредственной власти,
так как зачастую официальным культом руководили гражданские должностные лица. Греческие полисы в этом отношении сильно отличались от восточных деспотических
государств с их засильем жречества.
Следующая доминанта греческой культуры - мифология. Греческая мифология
- это не только и не столько мир религиозных представлений, это мир греков вообще, это сложное и обширное целое, куда входят наряду с собственно мифами также и исторические
легенды и предания, сказочные сюжеты, литературные новеллы, свободные вариации на мифологические темы. Но так как эти разнообразные элементы с трудом отделимы друг от друга, следует
рассматривать эту широко понимаемую мифологию в целом.
В числе мифов обнаруживается глубоко архаический пласт тотемистических мифов о Гиацинте, Нарциссе, Дафне, Аэдоне и др. Весьма характерными являются земледельческие мифы о
Деметре и Персефоне, о Триптолеме и
Якхе, о Дионисе - они олицетворяли посев и прорастание зерна, и обрядовую практику землевладельцев. Важное значение принадлежало мифологическим олицетворениям
элементов земной природы.
Греки населили всю природу божественными существами: в рощах жили дриады, нимфы, козлоногие сатиры; в море - наяды и сирены (птицы с головами женщин). Живы и красочны мифы,
отражающие историческую смену культов:
о борьбе между поколениями богов.
низвержении Кроносом своего отца Урана, о поедании им собственных детей и, наконец, о победе над ним сына его Зевса.
Антропологический мотив почти отсутствует в греческой
мифологии. Она не даёт ясного ответа на вопрос о происхождении людей. По одному мифу создателем человека был титан Прометей. Во всяком случае, характерно то, что в
греческой мифологии боги не выступают в роли создателей мира и человека.
Но если иде...