Индо-Буддийская культура

    Дисциплина: Культурология
    Тип работы: Контрольная
    Тема: Индо-Буддийская культура

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    Кузбасский государственный технический университет
    Кафедра отечественной истории
    Учебная дисциплина «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
    №1
    ПО ТЕМЕ №7 «ИНДО-БУДДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА»
    Выполнил:
    студент гр. ГПт-54
    Зорин В.В.
    Проверил:
    Борисова
    Г.В.
    Междуреченск 2006
    1. Буддизм как культурообразующая религиозная система
    индийской
    цивилизации
    Буддизм —
    самая ранняя по времени появления мировая религия, которой
    ныне следуют около 700 млн. человек. Расцвет этой религии в Индии пришел­
    ся на
    в. до н. э. — начало н. э. Основателем буддизма считается реальное
    историческое лицо — Сиддхартха
    Гаутама (623—544 гг. до н. э. по буддийской
    традиции, 563/560 — 483/480 гг. до н. э. — по оценке историков). Происходил он, по преданию, из царского рода племени Шакьев (одно из имен Будды — Шакьямуии — «отшельник из
    Шакьев»). С самого детства он поражал своими
    способностями. Окруженный роскошью и великолепием, он проводил жизнь
    в прекрасных дворцах, побеждал соперников на рыцарских турнирах. Жена-красавица и любимый сын довершали счастливую и беспроблемную жизнь принца. Но однажды, когда ему исполнилось
    29 лет, впервые жизнь поверну­
    лась своей жестокой и прозаической стороной, ранее ему неведомой. На од­ной из увеселительных прогулок он увидел людей, далеко не столь счастли­
    вых: дряхлого старика, больного проказой человека, монаха-отшельника и мер­
    твеца. Потрясение оказалось столь велико, что, оставив все — счастливую
    семью, роскошь и наслаждения, он отправился в длительное семилетнее стран­
    ствие. Предаваясь самому суровому аскетизму, познав после долгих раздумий
    причину зла, впав в нирвану, он стал Буддой (санскр. букв. просветленный,
    осененный истиной, пробужденный к новой жизни) и проповедником уче­
    ния, получившего название буддизма. Более сорока лет проповедей создали много учеников и последователей учения Будды, среди которых появились и
    первые в религиозной жизни женщины.
    Буд­дизм не воспринимает моральные нормы как ограничения — в нем они имеют вертикальную значимость: нормы — это вехи, ведущие к богу, т. е. к самому себе. Если в этих нормах и
    есть нравственное содержа­ние, то оно скрыто. Поведение человека есть только следствие того внут­реннего пути, который он проделывает, медитируя с образами, кото­рые находятся перед
    его мысленным взором всегда и становятся боль­шей реальностью, чем окружающие вещи (образ солнца, золотые ка­наты, стягивающие лазуритовую основу, Будда, сидящий на цветке, ко­торым и
    является сам медитирующий человек, и т. п.).
    Учение не учитывало кастовой принадлежности обращаемого: из числа 550 воплощений самого Будды 12 приходилось на рождение. В ка­честве шудры (низшей касты), 10 раз он рождался
    пастухом, и по одно­му разу
    каменщиком, резчиком и танцовщиком. Возможно, в условиях кастового общества идея равноправия помогала усилению царской вла­сти и способствовала ослаблению влияния
    брахманов-жрецов.
    Подвергнув осуждению брахманизм за пристрастие к богатой и обеспечен­
    ной жизни, преобладание внешних форм религиозной жизни, а джайнизм —
    за жесткую аскезу, Будда высказался за средний путь. От древнеиндийских
    племенных религий он унаследовал анимистическое представление об оду­
    шевленности всего живого в природе; о карме как законе переселения душ,
    по которому место человека в жизни определяется его грехами или добродете­
    лями в предыдущих существованиях.
    Центральным в учении Будды считаются «четыре благородных истины»: жизнь
    есть страдание; причина страдания — стремление к наслаждению; прекращение
    страдания приходит через уничтожение желаний, путь к которому лежит через
    реализацию ряда условий и норм поведения, предполагающих предотвращение и пресечение зли, способствующих возникновению и поддержанию добра. В
    конце этого пути наступают полная свобода и озарение — нирвана, своеобраз­ная пассивная, с точки зрения христианской культуры, этика, так как призывает к терпимости и бесстрастию,
    равнодушию ко всему как к доброму, так и злому.
    Выдающийся правитель династии Маурьев
    Ашока (273—232 до н. э.) провоз­
    гласил буддизм государственной религией. Им были осуществлены разоритель­
    ные для государственной казны пожертвования церкви, построены многочис­
    ленные храмы, созданы могущественные монашеские общины и др. Новая религия способствовала и объединению страны. К тому же идея непротивления злу насилием способствовала
    укреплению лю­бой власти.
    Литературные источники и более поздние изображения
    свидетельствуют о довольно высоком уровне архитекту
    ры и изобразительного искусства этого периода. Формы
    деревянных хижин — круглых в плане, с полусферическими покрытиями, а
    позднее — овальных и прямоугольных в плане, с двухскатной крышей, легли
    в основу храмовой архитектуры и других построек. Среди культовых сооруже­
    нии с широким применением камня наибольшего распространения получили
    ступа
    стамбаха —
    монолитный столб и пещерный храм.
    По всей стране как релик­вии распространяются части скелета Будды — их пепел (называют цифру 84 тысячи). Более правдоподобна версия о том, что его останки поде­лили представители
    шести племен, в которых побывал Будда, брамин из Ветхадина и посланец маурьев. Были выстроены и первые восемь ступ. Ступы - полусферические земляные холмы с реликварием и свя­щенным
    диском.
    Наиболее известна ступа Санчи (321 г. до н. э.) с
    диа­метром 32,2 м. В
    в. н. э. вокруг нее была выстроена ограда с четырьмя воротами со скульптурами юных дев - духов плодородия. Ворота сим­волизируют не только стороны света, но и четыре \"благородные
    исти­ны\", и жизненный путь Гаутамы: рождение (восток), просветление (юг), проповедь (запад), нирвану (север). Некоторые исследователи считают, что ступа не только символ пустоты (этого
    мира или пустоты нирваны, в которой пребывает Будда), но и образ вселенной: основание ступы представляет первый сосуд бытия (камалоку - мир желаний, включающий ад), полусфера
    представляет собой второй сосуд бытия (рупалоку - мир форм со следами мира материального) и третий сосуд бытия (
    палока - сфера чистой мысли). Сферы бытия разделены на 31 уровень. Примечательно, что эта \"иерархия\" эволюции сознания отдельного человека не имеет отношения к иерархии
    социальной, не влияет на нее.
    Кроме того, получили распространение стамбхи - культовые столбы с высеченными проповедями. Самый знаменитый - Сарнатхский (колонна Ашоки). На барабане высечены
    спящие животные - символы сторон света, на капители — львы, которые несут колесо закона (образ Будды и знак его просветления). Определились и места
    Бенарес, где он произнес первую проповедь, и Кусинагара, где он впал в нирвану. С
    в. до н. э. создаются буддийские храмы, высеченные в пещерах Аджанты (самые поздние создаются в
    в. н. э.). Хорошо сохранилась живопись на их стенах: сцены из жизни Будды, его воплощения, сцены из жизни индийцев. Изображениям присуща изысканная эстетичность (только женских
    причесок насчитывается 240 видов). Древние живописцы руководствовались принципом: пут...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены