Обрядовая поэзия

    Дисциплина: Культурология
    Тип работы: Контрольная
    Тема: Обрядовая поэзия

    ИГУ
    Контрольная работа
    на тему:
    Обрядовая поэзия
    Проверил:
    преподаватель
    ______________
    Выполнила: студентка гр.
    Абашина Т.А.
    Иркутск, 2001 г.
    Содержание
    НАЗВАНИЕ
    СТР
    Введение
    Праздник
    Каляды
    Праздник
    Масленицы
    Праздник
    Троицы
    9-10
    Праздник
    Купалы
    10-11
    Праздник жатвы
    11-12
    Праздник урожая
    Свадебно - бытовые обряды
    Предсвадебные обряды
    12-14
    Величальные песни
    14-19
    Корильные песни
    19-25
    Лирические песни
    25-27
    Формы композиционного строения
    27-33
    Список используемой литературы
    Обрядовой поэзией называется тот круг словесно-художественных жанров, какой сопровождает обряды.
    Обряд-это действия, имеющие по представлениям древних славян способность влиять на силы природы и вызывать хороший урожай и приплод
    скота, обеспечивать удачную охоту, богатство, здоровье и счастье людей.
    Календарной обрядовой поэзией называется группа обрядов и словесно- художественных жанров, связанных с народным календарём,
    который основывался на смене времен года и распорядка земледельческих работ. В русской обрядовой поэзии олицетворены силы природы, имеющие значения для земледельческого труда: солнце,
    земля, времена года (мороз, \"весна-красна\", лето).
    Календарные обряды и их поэзия делятся на четыре цикла соответственно четырём временам года: зимний, весенний,
    летний, осенний. Сущность обрядов и песен зимнего цикла состоит в том, чтобы обеспечить будущий хороший урожай и приплод скота. Первая его часть относится ко времени от рождества
    Христова до так называемого крещения, вторая- от крещения до масленицы и характеризуется подготовкой к весенним земледельческим работам.
    Наиболее важным моментом обряда и поэзии зимнего цикла было калядование.
    В древности оно было связано с культом рождающегося солнца, а поэтому с зимним солнцестоянием и поворотом от зимы к теплу. После принятия христианства праздник
    Коляды совпал с празднованием рождества Христова.
    Каляда (с лат.) - первый день месяца. Главной частью калядования было хождение молодёжи со звездой по домам и
    прославление божества (в древности Каляды, а затем Христа). Калядование начиналось перед рождеством и заканчивалось под новый год. Оно включало в себя пение песен (калядок), основной
    темой которых была тема поисков Каляды и обращение к ней, величание членов семьи, дома, причём хозяина прославляли за домовитость, сына за храбрость и ловкость, дочь - за красоту,
    жену хозяина за умение вести дом. Калядки завершались просьбой к хозяевам дома наградить калядовщиков за их труд и песни. Таковой наградой было угощение. У всех славян колядки
    включают в себя, прежде всего пожелание достатка и счастья.
    Польский стих
    Сколько у вас в сарае колов,
    Столько у вас в хлеву волов.
    На поле урожай.
    В дому приплод
    Всем доброго здоровья.
    Счастливого доброго утра
    Новый год спокойный.
    Счастливый и обильный.
    На телят, на ребят…
    Вот характерный текст колядки (русской
    Пришла Каляда
    Накануне рождества,
    Дайте коровку,
    Масляну головку,
    А дай бог тому
    Кто в этом дому,
    Ему рожь густа,
    Рожь ужимиста
    Ему с колоса осьмина (мера зерна)
    Из зерна ему коврига,
    Из полузерна пирог.
    Весьма интересна русская калядка, в которой есть загадочная картина какого-то массового действа, оно называется колядованием:
    Уродилась Каляда
    Накануне рождества.
    За горою за крутою,
    За рекою за быструю
    Стоят леса дремучие,
    Во тех лесах огни горят,
    Огни горят пылающие.
    Вокруг огней люди стоят,
    Люди стоят колядуют:
    \" Ой Каляда, Каляда,
    Ты бываешь Каляда
    Накануне рождества.
    У всех славян перед рождеством и прежде всего под новый год существовал обычай гадания. Они сопровождались подблюдными песнями. \"Вещее\"
    значение каждой песни потверждалось её припевом, например:
    Кому вынется - тому сбудется,
    Скоро сбудется - не минуется.
    Подблюдные песни имели бытовой характер. Как и в калядках, большое место занимали символы чисто крестьянского благополучия: хлеба,
    зерна, полной квашни и т.д.
    В некоторых местах гадания начинались особой песней, которая была \"славой хлебу\":
    А эту песню мы хлебу поём,
    Слава!
    Хлебу поём, хлебу честь воздаём,
    Слава!
    В подблюдных песнях, предвещавших девушке скорое замужество, широко использовались символические образы, близкие к свадебной поэзии:
    \"голубь с голубкой\", \"жемчуг с яхонтом\",\"золотой венец\".
    Летит сокол из улицы,
    Слава!
    Голубушка из другой,
    Слава!
    Слеталися, целовалися,
    Слава!
    Сизыми крыльями обнималися,
    Слава!
    Кроме любовного счастья подблюдные песни желали девушке богатства и благополучия в будущем её мужа. А в некоторых из них девушка изображалась и
    как мать большой семьи:
    Сколько в небе звездочек,
    Столько в лесу опеночек,
    Кому песня достанется-
    Тому сбудется моё!
    Подблюдные песни предвещали не только радость, богатство и счастье, но и беды, одиночество, болезни и даже смерть:
    На загнетке сижу,
    Долги нитки вожу,
    Ёще посижу-
    Ёще повожу!
    (долгое девичество)
    Идёт смерть по улице
    Несёт блин на блюдце.
    (смерть).
    Символические черты боли присущи и некоторым играм молодёжи:
    И я золото хороню, хороню,
    Чисто серебро хороню, хороню,
    Я у батюшки в терему, в терему,
    Я у матушки в высоком, высоком.
    (под эту песню прятались, потом находились кольца девушек).
    Золотой цикл обрядов заканчивается Масленицей. Праздновали её в конце февраля или в начале марта. У русских этот праздник состоит из 3-х частей:
    встреча (понедельник), разгул или перелом в так называемый \"чистый\" четверг и прощание.
    Масленицу встречают шествием, напоминающем карнавал: толпы людей, веселых, крикливых, идут и едут на санях.Встречающие несут противни, сковороды,
    ухваты, стучат и гремят ими, приплясывают, поют песни. Впереди несут масленницу - соломенное чучело, одетое как женщина. Её водружают на ледяной горе, с которой катаются на санках. Её
    проводы - комическое представление, пародирующее похороны. Масленницу вывозят за село и сжигают.
    Масленница изображалась в песнях как богатая, красивая и щедрая гостья, которую народ встречал с радостью и весельем:
    Наша масленница годовая,
    Она гостика дорогая,
    Она пешая к нам не ходит,
    Всё на комонях разъезжает,
    Чтоб коники были вороные,
    Чтобы слуги были молодые.
    Исполнители масленичных обрядов своеобразно \"заклинали солнце\" и этим, по народным поверьям, вызывали его весеннее \"разгорание\".Традиционными стали
    катание \"по солнцу\", по кругу и устойчивый обычай печения и поедания блинов, круглая форма которых была как бы символическим \"знаком\" солнца.
    Обряды проводов масленицы сопровождались традиционными песнями. В одних - обращались с просьбами подольше не уходить:
    А мы свою маслену провожали,
    Тяжко - важко да по ней вздыхали:
    -А масляна, масляна, воротися,
    До самого великого дня протянися!
    В других - выражение любви к масленице сменялось проявлением радости, что её проводили:
    А мы свою маслену прокатили,
    В ямочку закопали,
    Лежи, масленица, до налетья…
    Масляница - мокрохвостка!
    Поезжай домой со двора,
    Отошла твоя пора!
    У нас с гор потоки,
    Заиграй овражки,
    Выверни оглобли,
    Налаживай соху!
    (\"Снегурочка\" Островский)
    Период встречи в...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены