Идейно – художественное своеобразие романа Дени Дидро "Монахиня"

    Дисциплина: Русский язык и литература
    Тип работы: Контрольная
    Тема: Идейно – художественное своеобразие романа Дени Дидро "Монахиня"

    « Я не думаю, чтобы
    когда-нибудь была написана
    более ужасная сатира
    против монастырей».
    Дидро.
    Литературное наследие Дидро составляют две группы произведений. Одна – это сочинения, напечатанные при его жизни и представляющие большой, но по существу лишь исторический
    интерес; другая – несколько замечательных произведений в прозе, едва известных современникам Дидро, но много говорящих современному читателю. Самое раннее из них – роман «Монахиня»
    (La Religieuse), в котором содержится великолепное исследование психологии монашеской жизни, равно как резкие ее обличения. По-видимому, Дидро не показывал «Монахиню» своим друзьям,
    хотя под конец жизни опубликовал роман в «Корреспонданс литерер».
    Роман «Монахиня» был написан Дидро во второй половине 1760 года. Однако широкая читающая публика получила возможность познакомиться с этим произведением лишь в 1796 году, спустя
    12 лет после смерти его создателя. Отдельные привилегированные подписчики на знаменитую «Литературную корреспонденцию» Мельхиора Гримма значительно раньше узнали о творческой истории
    книги, чем прочли её текст, ибо в 1770 году Гримм подробно рассказал о той мистификации из которой выросла «Монахиня».
    История рождения замысла у Дидро и сама судьба его представляет значительный интерес. Конец 50-х годов 18 века во Франции принес сенсационные разоблачения тайн монастырских стен,
    частных случаев изуверства, происходящих за ними. Монастырский быт стал предметом оживленного общественного обсуждения, и Дидро не мог не остаться в стороне от этого обсуждения. Будто
    бы от лица монахини из Лоншанского монастыря, отличавшегося особенной суровостью своих нравов, он вместе со своими друзьями стал распространять письма, разоблачавшие царящие в
    монастырях нравы. Последнее письмо появилось в мае 1760 г ода, а уже в сентябре того же года Дидро в своей переписке упоминает о работе над новым романом. Реальным прототипом Сюзанны
    Симонен из романа «Монахиня» была монахиня Маргарита Деламар, судебное дело которой о снятии с неё монашеского обета получило в то время широкую огласку и иск которой судом был
    отвергнут. История Маргариты Деламар, которая по воле матери, жаждавшей после смерти мужа заполучить все его состояние, провела в монастырских стенах более полувека (60 лет), рассказана
    в монографии:
    George May. Diderot et “La religieuse” (New – Haven
    - Paris, 1954).
    Таким образом под пером Дидро привычная в те времена история «монахини поневоле» стала художественным обобщением судьбы личности в феодально - абсолютистском обществе, где широко
    простирается власть католицизма.
    Когда Дидро писал «Монахиню», ему было уже 47 лет. К этому времени у писателя сложилась своя система
    эстетических взглядов. У него была собственная концепция жанра романа, причем лежала она в русле реалистических исканий писателя. По Дидро, роман должен изображать
    не «химерические и привольные события», а показывать «мир, в каком мы живем», рисовать «характеры, взятые из гущи общества», утверждать истину, простоту и естественность. Роман – это
    картина нравов эпохи, воссозданная «правдивыми деталями». Всем этим требованиям роман «Монахиня» отвечал полностью. Жизненность сюжета и реалистичность повествования поражают
    читателя. Дидро создал книгу- исповедь, где героиня – не исключительная натура, а жертва социальной системы, в которой она живёт. «Монахиня» - социально- психологический роман. В нем
    Дидро развенчивает монастыри как порождение всего жизненного уклада феодально - абсолютиского общества. Насилие над личностью бедной девушки есть общее проявление рабства и
    деспотизма, царящих в данном обществе и уничтожающих в человеке его лучшие человеческие качества, прививая и культивируя в нем противоестественные страсти, заражая его ложью,
    лицемерием и неспособностью мыслить.
    Личную судьбу героини
    Дидро изображает с высоких позиций мыслителя - просветителя, показывая несоответствие этой судьбы идеалам разума и гуманистической морали. Глубокая прозорливость
    мыслителя и художественная правда писателя привели Дидро к выводу, что в абсолюстской Франции неосуществим просветительский идеал свободы. Сюзанна Симонен вырвалась из монастырских
    стен, но нашла вне их, лишь свободу быть бесправной. Художественно воссозданная судьба «монахини поневоле» позволила Дидро с большой впечатляющей силой выступить против мракобесия и
    фанатизма церковников, показать, что феодально - абсолюстское общество обрекает личность на духовное рабство. «Работаю я сидя, потому что мне трудно стоять. Тем не менее я страшусь
    своего выздоровления. Какой я тогда найду предлог не выходить из дому? И какие только опасности не ждут меня, когда я покажусь на улице! Я живу в постоянной тревоге».
    Антирелигиозное и антиклерикальное произведение такой разоблачительной силы, как «Монахиня», невозможно было опубликовать в то время. При жизни автора с романом познакомились
    лишь доверенные друзья Дидро.
    Тем не менее роман сыграл большую роль в развернувшейся в годы революции антиклерикальной и антицерковной
    пропаганде. Недаром позже, в 1824 году и 1826 году, он дважды запрещался цензурой Франции, где к власти пришла буржуазия, поставившая себе на службу церковь и
    испуганная смелым, обличительным духом и антирелигиозным пафосом романа Дидро. Сюжет «Монахини» несложен. Это печальные приключения молодой девушки, насильно заточённой родителями в
    монастырь, становящейся там жертвой развратных монахинь и, наконец, убегая из монастыря на волю, в надежде начать частную, трудовую жизнь. Основное в романе – острая публицистическая
    направленность, связанная с убедительной картиной душевных переживаний героини. С большим реализмом показано, как в сердце тихой и покорной в начале девушки появляются первые зародыши
    сомнения, вскоре переходящие в чувства протеста и гнева, завершающегося открытым бунтом против насилия над влечением к жизни, против монастырского лицемерия и религиозного обмана,
    против суеверия, тирании и надругательства над правом женщины на свободную, самостоятельную и радостную жизнь.
    С большим мастерством, которое одушевлено пафосом антиклерикального и обличительного протеста рисует Дидро типы затхлого монастырского мира. Его героиня отрясает этот мир от
    своих ног прах гниющей мертвичины монастырского склепа. Так роман разрешает двойную идейную задачу – задачу разоблачения религиозного фанатизма и задачу утверждения общественных прав
    женщины, в защиту которых Дидро не раз приходилось
    поднимать свой взволнованный и гневный голос.
    В просветительской литературе жанр романа приобретает свои подлинные черты, становится эпосом частной жизни. В нём изображаются быт, нравы людей демократического сословия. В таком
    духе и пишет Дидро. Новизна реалистического романа была в его тематике. Он изображает жизнь современную и частную, поражая своей правдивостью ситуаций и деталей.
    Положительные персонажи в просветительской драме часто схематичны, недостаточно реалистичны. Это объясняется тем, что эстетика Просвещения требовала от драматурга не столько
    критики обветшавших форм ж...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены