Анализ развития кратковременной и долговременной памяти детей младшего школьного возраста

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Контрольная
    Тема: Анализ развития кратковременной и долговременной памяти детей младшего школьного возраста

    Федеральное агентство по образованию
    Министерства образования и науки Российской Федерации
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
    «Амурский
    гуманитарно-педагогический государственный университет»
    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
    по общей психологии
    Тема
    «Анализ развития кратковременной и долговременной памяти детей младшего школьного возраста.
    Комсомольск – на – Амуре
    2007 г.
    Оглавление
    Глава 1. Общее понятие о памяти:
    Представления памяти
    Классификация видов памяти
    Характеристика процессов памяти
    Особенности памяти детей младшего школьного
    возраста
    Глава 2. Исследование особенностей памяти детей семи лет:
    2.1. Цель, задачи, гипотеза исследования
    2.2. Организация и проведение исследования
    2.3. Анализ результатов исследования особенностей
    памяти детей семи лет
    Литература.
    Приложение
    Глава 1. Общее понятие о памяти.
    Память является одной из наиболее изученной сфер психологической деятельности.
    Изучению ее механизмов, особенностей, способов запоминания, причин забывания и так далее посвящено огромное количество работ во всем мире. Именно при изучении
    памяти в 80-е годы 19 века немецким ученым Г.Эббингаузом в психологию были введены экспериментальные методы исследования психического. Изучению различных аспектов памяти были
    посвящены работы крупнейших отечественных психологов – Л.С.Выготского,
    П.И.Зинченко, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, А.А.Смирнова, З.М.Истомина и т.д.
    В свойствах памяти проявляется способность психики постоянно накапливать и трансформировать информацию. Эта способность
    носит универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и может во многих случаях осуществляться автоматически, бессознательно.
    Существует такой парадокс памяти: не все можно вспомнить, но ничего нельзя забыть.
    Память – это способ существования психики во времени, удержание прошлого, то есть того, чего уже нет в настоящем, для
    того чтобы можно было жить в будущем.
    Память существует у всех видов животных и многих растений. Накопление и сохранение опыта – вот главная и основная задача
    памяти.
    Памятью называется процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком образов, мыслей, эмоций, движений, и т.д.
    Память является тем психическим процессом, на основе которого человек управляет своим поведением и деятельностью, осуществляет планирование своего развития и обучения.
    1.1.
    Представления памяти.
    Одним из основных проявлений памяти является воспроизведение образов.
    В отличие от образов восприятия, которые возникают непосредственно при контакте с предметом или явлением, образы представлений возникают в отсутствие предмета.
    Представления разделяют на виды, соответствующие видам ощущений.
    Представления характеризуются, прежде всего, наглядностью, т.е. прямым сходством с соответствующими предметами. Иметь
    зрительное представление предмета – это значит внутренне, или мысленно, «видеть» его; иметь слуховое представление какого-либо звука – значит мысленно «слышать» его.
    В музыкальной практике способность представлять звучание музыки называется «внутренним голосом».
    Образы представлений всегда бледнее образов восприятия, они никогда не передают с одинаковой яркостью все черты и признаки объектов. Обычно в них проявляются только
    некоторые стороны объекта – когда мы представляем себе хорошо знакомое лицо, то отдельные черты «видятся» четко,
    а остальное выступает более менее смутным и неопределенным фоном. Представления очень неустойчивы и непостоянны, так, вызванный образ знакомого лица через
    несколько мгновений теряется. Потом «выступают» на первый план то одни, то другие детали. Только у людей, чья профессиональная деятельность связано с представлениями определенного
    вида (у музыкантов – слуховые, у художников и дизайнеров – зрительные и т.д.).
    Представления памяти подразделяются на единичные и общие. В единичных представлениях памяти отражаются особенные черты, характерные для данного отдельного предмета или явления.
    Например, если представляя день рождения, вы представляете себе конкретную комнату, людей, их одежду, позу, выражение лиц, то такое представление будет единичным.
    В общем представлении отражаются черты, общие для многих сходных предметов, такие черты, которые имеются в каждом предмете этой группы. Единичные представления обобщаются, и на
    основе этого возникают общие представления.
    Если для возникновения образа представления требуется прилагать определенные волевые усилия, то такой вид памяти будет называться произвольным. Если же какое-либо событие или
    предмет произвели на нас сильное впечатление, то детали его могут всплыть в сознании и без наших усилий. Такой вид представлений называется произвольным.
    1.2.
    Классификация видов памяти.
    Так как память является наиболее изученным психическим процессом, то исследователями предлагаются различные классификации памяти.
    1. Оперативной называют память, которая обеспечивает запоминание и воспроизведение оперативной информации, необходимой для использования в текущей деятельности. Например, при
    покупке продуктов в супермаркете мы держим в уме общую стоимость покупки до тех пор, пока не расплатимся в кассе; выполнив свою функцию, такая информация может забыться.
    Кратковременной
    называют память, которая характеризуется быстрым запоминанием материала, его воспроизведением и непродолжительным хранением. Долговременная память является наиболее важной и
    сложной системой памяти человека, ее емкость практически неограниченна. Все знания человека, его опыт хранятся в долговременной памяти.
    2. В генетической памяти хранится видовая информация, а в прижизненной – индивидуальный опыт человека.
    3. Под двигательной памятью понимают способность запомнить и воспроизводить систему двигательных операций (водить машину, играть на пианино, вязать, т.д.). В эмоциональной
    памяти запечатлены пережитые нами чувства и эмоциональные состояния. Если вас испугало какое-нибудь событие, то неприятное чувство будет возникать при упоминании предметов
    или явлений, связанных с этим событием. Словесно-логический вид памяти (вербальная или семантическая память) является продуктом культуры, включает в себя
    формы мышления, способы познания и анализа, основные грамматические правила языка. Образная память обеспечивает возможность сохранять и использовать образы восприятия.
    4. При непроизвольном запоминании человек не ставит перед собой задачу что-либо запомнить, «само собой запоминается». В случаях, когда человек ставит перед собой задачу что-либо
    запомнить и прикладывает к этому определенные усилия, речь идет о произвольном запоминании.
    5. Механический вид запоминания – осуществляется путем повторений, без установления ассоциативных и смысловых связей. Смысловым называют такой вид памяти, который опирается на
    установление и запоминание смысловых связей. Продуктивность смысловой памяти выше механической примерно в 25 раз.
    1.3.
    Характеристика процессов памяти.
    Каждый из процессов памяти подчиняется особым закономерностям. Процесс запоминания протек...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены