Развитие Я-концепции в подростковом возрасте

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Контрольная
    Тема: Развитие Я-концепции в подростковом возрасте

    План
    Введение.
    Чувство взрослости.
    Развитие Я-концепции.
    Особенности личности подростка.
    Введение.
    Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период происходит коренная перестройка ранее
    сложившихся психологических структур, возникают новообразования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных
    представлений и социальных установок.
    Поскольку в подростковом возрасте осуществляется переход от детства к зрелости, его исследование, с одной стороны, позволяет проследить типичные
    черты человека, выходящего за пределы детства, а с другой – ретроспективно рассмотреть протекание собственного детства. Иными словами, познание источников, условий, механизмов
    развития в подростковом периоде даёт ключ к раскрытию закономерностей онтогенетического развития в целом. Не случайно с изучением подросткового возраста связан целый комплекс проблем
    разного уровня, характера и содержания.
    В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция».
    Я -концепция с момента своего зарождения становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Я -концепция способствует достижению внутренней
    согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий, то есть представлений о том, что должно произойти
    Чувство взрослости.
    Чувство взрослости - новообразование подросткового возраста.
    Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни.
    С внешней стороны
    у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как
    к \"маленькому\". Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки
    зрения) поведение могут даже и \"наградить (опять таки, по своему разумению). До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не
    может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются
    атрибуты \"псевдовзрослости\": курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление \"я тоже имею свою личную жизнь\"). Копируют любые отношения.
    Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания – не лучшими, в принципе подростку полезно пройти через такую школу новых
    отношений. Ведь внешнее копирование взрослых отношений - это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть вариант подростковой социализации. И где еще можно
    потренироваться, как не в своей семье? Часто подросток меняет свое поведение: сегодня - добрый и ласковый, завтра - манерный, а на следующей неделе - хулиганистый \"как соседский
    Вовка\". У кого-то из подростков вхождение в жизнь ознаменовывается разными выходками (доводящих домочадцев до невменяемости).
    Но встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне
    взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определённой областью науки
    или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается.
    Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более
    распространённой в наше время является социальная инфантильность.
    Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить
    вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые
    она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.
    Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так
    нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у
    всех в его компании, - как трагедию.
    Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и
    называют социальной мимикрией.
    Внутренне происходит следующее.
    У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому.
    Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей.
    И отвечать за что-то подросток вовсе не желает (разве что на словах).
    Стремление к самостоятельности. А по сему контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: \"Я сам все знаю!\" (Это так напоминает малышовое \"Я сам!\"). И родителям
    придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная \"самостоятельность\" - еще один из основных
    конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте.
    Появление собственных вкусов и взглядов, оценок, линии поведения (самое яркое - это появление пристрастия к музыке определенного типа).
    Развитие Я-концепции
    Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, подросток делает ещё одит шаг в развитии
    своего самосознания. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о самом себе (теория собственного
    «Я»), образов «Я». При этом она может и не совпадать с реальным \"Я\".
    Необходимо впомнить, как развивалось детское самосознание. К 3 годам появилась чисто эмоциональная, завышенная самооценка. Позже, в дошкольном
    возрасте возникают рациональные компоненты самооценки, осознание некоторых своих качеств и поведения, согласующегося с требованиями взрослых. Несмотря на это, дошкольники судят о себе
    поверхностно и оптимистично. Если их попросить описать себя, они это сделают в основном с внешней точки зрения, отмечая такие особенности, как цвет волос, рост, любимые занятия. У
    младших школьников самооценка становится более адекватной и дифференцированной. Они различают свои физические и духовные качества, оценивают свои способно...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены