Психические познавательные процессы. Память

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Контрольная
    Тема: Психические познавательные процессы. Память

    Московский психолого-социальный институт
    Психолого-педагогический факультет
    Заочное отделение
    Специальность:
    020400 Психология
    Контрольная работа
    практического характера
    тема:
    Психические познавательные процессы. Память
    2004
    Содержание
    III.
    Память – понятие и значение.
    Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в
    деятельности или возвращения в сферу сознания.
    Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
    Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому, для лучшего понимания человека необходимо
    как можно больше знать о нашей памяти. Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления, ее виды чрезвычайно многообразны. По
    характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. Двигательная память связана с запоминанием и
    воспроизведением движений, с формированием двигательных умений и навыков в игровой, трудовой, спортивной и других видах деятельности человека. Образная память связана с запоминанием и
    воспроизведением чувственных образов, предметов и явлений, их свойств и наглядно данных связей и отношений между ними. Образная память дифференцируется в зависимости от того, какой
    анализатор наиболее продуктивен при запоминании человеком различных впечатлений. Различают: зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный и вкусовой типы памяти.
    По характеру целей деятельности выделяют память непроизвольную и произвольную.
    По времени закрепления и сохранения материала различают память кратковременную и долговременную. Кратковременная память базируется на автономном распаде следов. Долговременная память
    основывается на необратимых, не подлежащих распаду следах, которым свойственна ассоциативность и чувствительность к интерференции (т.е. смешению следов).
    Требования практики и развитие теории памяти привели к постановке проблемы оперативной памяти, обслуживающей непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.
    Различные виды памяти, выделенные в соответствии с разными критериями, находятся в органическом единстве. Так, словесно-логическая память в каждом конкретном случае может быть либо
    непроизвольной, либо произвольной, одновременно она является обязательно либо кратковременной, либо долговременной.
    Основным процессами памяти являются: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание. Запоминание – главный процесс памяти, от него во многом зависит полнота,
    точность, последовательность воспроизведения материала, прочность и длительность его сохранения. Забывание обычно протекает в форме непроизвольного процесса. Запоминание и
    воспроизведение осуществляются в форме непроизвольных и произвольных процессов. Произвольная память позволяет человеку запоминать с необходимой полнотой то, что ему необходимо в данный
    момент. Протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта. Установлено, что наиболее
    продуктивно связи образуются и актуализируются в том случае, когда соответствующий материал выступает в качестве цели действия. Прочность этих связей определяется тем, какова степень
    участия соответствующего материала в дальнейшей деятельности субъекта, какова их значимость для достижения предстоящих целей.
    В современных теоретических и экспериментальных исследованиях познавательных процессов все более явно происходит стирание границ, намеченных традиционной функциональной психологией,
    между процессами восприятия, памяти, мышления. В большей степени этому способствовало
    последовательное проведение принципа деятельности в исследовании процессов памяти и восприятия.
    Одной из важных проблем является сближение исследования памяти и внимания. Факты быстрого стирания из кратковременной памяти событий, на которые не было обращено внимание субъекта,
    пока остаются почти единственной связью между исследованиями памяти и внимания. По словам С. Джонса, истинное искусство памяти есть искусство внимания. Д. Норман (1973) пишет в связи с
    этим следующее: «Обычно считается, что исследование внимания, восприятия изображений и памяти различны и независимы. Эти три сферы должны в конце концов объединиться в одну картину
    переработки информации».
    Отдельный опыт с памятью сводится в основном к тому, что испытуемый тем или иным способом усваивает материал, а затем, спустя определенное время, так или иначе воспроизводит или
    узнает усвоенное. В каждом опыте экспериментатор имеет дело с тремя переменными:
    Различия между традиционными методами экспериментального исследования памяти сводится главным образом к модификациям указанных переменных.
    Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности.
    Непроизвольное запоминание – процесс запоминания, протекающий на фоне деятельности, направленной на решение немнемических задач. Непроизвольное запоминание – продукт и условие
    познавательных и практических действий. Прежде всего необходимым условием непроизвольного запоминания является действие с предметом. Для продуктивности непроизвольного запоминания важно
    то место, которое занимает в деятельности данный материал. Если он входит в содержание основной цели деятельности, то запоминание лучше, чем в том случае, когда включается в условия,
    способы достижения этой цели. Материал, занимающий место основной цели в деятельности, запоминается тем лучше, чем более содержательные связи устанавливаются в нем.
    Проведем эксперимент по исследованию непроизвольного запоминания.
    Цель эксперимента: выявить зависимость продуктивности непроизвольного запоминания от характера деятельности человека.
    Методика исследования: проводятся два групповых опыта: классификация изображений и составление числового ряда.
    В ходе эксперимента участвовало 15 человек:
    Гипотеза исследования: продуктивность непроизвольного запоминания связана и зависит от характера деятельности человека.
    Опыт 1.
    Классификация изображенных предметов.
    Экспериментальный материал – 15 карточек, на каждой из которых изображен один предмет. 15 предметов легко классифицируются: животные, фрукты, вещи. Кроме изображения предмета, на
    каждой карточке (в правом верхнем углу) написано двузначное число.
    Процедура опыта. Перед началом опыта карточки располагаются на щите в случайном порядке и закрываются листом бумаги.
    Испытуемым дается следующая инструкция (групповая):
    «С вами будет проведен опыт, в котором проверяется умение классифицировать предметы по их общим признакам. Ваша задача состоит в том, чтобы расклассифицировать все картинки по
    группам и записать их в этом порядке, ставя в начале каждой группы ее название. Те, кто завершит работу...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены