Психология труда

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Контрольная
    Тема: Психология труда

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ.
    Контрольная работа
    по предмету «Психология и педагогика»
    Тема 9. Психология труда.
    Психология и труд.
    Профессиональная деятельность человека.
    Основы правовой психологии.
    Студентка: Дегтярева Д.А.
    1 курс, форма обучения заочная
    Факультет «ЭП»
    Специальность 0211(полная)
    Преподаватель:___________
    ________________________
    (Ф.И.О.)
    Москва 2006 год.
    ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА.
    Психология туда – это отрасль психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления психологической деятельности человека в различных видах труда и
    разрабатывает практические рекомендации по психологическому обеспечению эффективности и безопасности труда.
    Труд в жизни человека занимает важное место, - он является не только способом обеспечения жизнедеятельности, но и средством познания, общения и преобразования
    окружающего мира, условием развития человека, формирования и проявления его психической активности. Становление человека как личности и профессионала происходит в процессе достаточно
    напряженной, систематической и разнообразной деятельности. Она требует от человека определенных способностей, заинтересованности и функциональных возможностей по обеспечению
    необходимого уровня активности в достижении профессиональных целей. В тоже время сама трудовая деятельность должна быть организована, обеспечена, спроектирована таким образом, чтобы
    характер трудовых задач, орудия и условия труда наиболее полно соответствовали особенностям человека, функциональным возможностям его психологических и физиологических систем.
    Одна из основных задач психологической науки и практики заключается в том, чтобы помогать человеку наиболее полно и эффективно реализовать себя в труде, получать
    удовольствие от трудового процесса. Решение указанной задачи возможно лишь на основе изучения психологических закономерностей трудовой деятельности, роли психологических функций и их
    индивидуальных особенностей в реализации трудовых задач, характеристик процесса взаимной адаптации человека и различных компонентов деятельности (ее средств, содержания, условий и
    организации), что и является основным предметом исследования психологии труда.
    Изучение психологических аспектов различных видов трудовой деятельности человека основано также на достижениях различных отраслей психологии, например социальной
    психологии, дифференциальной психологии, психофизиологии, психологии личности.
    В психологии туда широко используются теоретические и методические материалы из ряда других наук и областей знаний : социологии, педагогики, физиологии и гигиены
    труда, медицины, технической эстетики, информатики, системотехники, кибернетики.
    Психология труда успешно развивается благодаря работам Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова, Г.В. Суходольского, В.Д. Шадрикова и др.
    Психологические особенности и закономерности трудовой деятельности человека, содержание практических рекомендаций по обеспечению ее эффективности и безопасности являются
    в той или иной степени специфическими для каждой специальности и профессии. Эта специфичность, подчас уникальность, определяется конкретным содержанием ряда характеристик компонентов
    трудовой деятельности, которые можно рассматривать как ее классификационные признаки.
    КЛАССИФИКАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
    ПО СОДЕРЖАНИЮ ТРУДА:
    ПО СРЕДСТВАМ ТРУДА:
    ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА:
    ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА:
    ПО ТРЕБОВАНИЯМ К СУБЪЕКТУ ТРУДА: уровень способностей, профобразование, профопыт, состояние здоровья, физическое
    развитие.
    Психологические признаки труда
    Предвосхищение общественно-ценного результата
    Чтобы деятельность в условиях нашего общества можно было назвать трудовой, ее предвосхищаемый результат
    должен мыслиться как ценный для общества. Важно отметить также, что слово «предвосхищение» указывает одновременно и на познавательный
    (гностиче­ский) и на аффективный (связанный с эмоциональными переживаниями) компоненты представления (образа) ре­зультата деятельности.
    Например
    , если повар, кулинар придумывает новое бл
    юдо, то знание результата
    включает и товароведческие критерии вкусовых досто
    инств пищи, выраженные в р
    ечи, и вкусовые, обонятельные обра­зы, играющие роль своего рода внутренних, субъективных эталонов. А у химика-аппаратчика, занятого
    производст­вом серной кислоты, знание о конечном результате может выступать в основном в вербальной форме — в виде числен­но заданных требований к количеству и качеству продукта, к
    доле примесей и т.д. Специфика некоторых разновид­ностей профессионального труда состоит в том,
    что резуль­тат деятельности в конкретных чертах как раз и неизвестен. Геолог-разведчик ищет месторождение нефти или газа, но еще не знает,
    что, где конкретно найдет и найдет ли вообще, каковы будут найденные (если повезет) запасы полезного минерала и т.д. Аналогичные вещи можно сказать о следо­вателе, о пожарном, об
    инженере-конструкторе, о слесаре-разметчике, о паркетчике (он исходит из наличного рисунка — текстуры — древесины)
    , о художнике-оформи­теле и многих других профессионалах, в труде которых значительную роль играет именно поиск образа конечного продукта
    деятельности. В этих
    случаях знание результата есть знание тех общих требований, норм (технических, эстетических, социальных), критериев, которым должен
    соответствовать искомый результат.
    Сознание обязательности достижения заданного результата
    Деятельность становится трудом тогда, ко
    гда имеется не только сама идея обязательности, но и внешние по отношению к человеку формы фиксации целей его деятельности и общественного
    одобрения этих целей.
    Например
    , это задания, сформулированные, утверж­денные ответственными представителями общества, производственного коллектива — программы, планы, про­изводственные, трудовые задания,
    документированные или устные.
    Для детей
    , подростков носителями социально значимых целей деятельности выступают представители старших по­колений (старшие члены семьи, учителя и
    др
    угие органи­заторы деятельности), а также сверстники.
    Владение внешними и внутренними средствами деятельности
    Своеобразие труда как специфически человеческой де­ятельности состоит в том, что орудия, средства оказывают­ся предметами особого внимания, интереса более или мен
    ее широких общностей людей и в связи с этим очень живучи в историческом плане. Они становятся предметом культиви­рования и, следовательно,
    культуры народов. Все это значит, что в ходе трудового обучения, профес­сиональной подготовки важно культивировать не просто
    знания о средствах труда и навыки их использования, при­менения, но и особое к ним отношение.
    Например
    , считается естест­венным, что скрипач играет на «своей» скрипке (не в собственническом смысле, а в том, что определенным инс­трументом он пользуется постоянно)
    . Но феномен «сраста­ния» инструмента, средства труда и «душой» работника имеет место у каждого профессионал
    Ориентировка в межлюдских производственных отношениях
    Например
    , токарь, обрабат...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены