Характер и темперамент

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Контрольная
    Тема: Характер и темперамент

    Воронежский институт экономики и социального управления
    Контрольная работа.
    Тема:
    Характер и темперамент.
    Дисциплина: Психология.
    Выполнила: Захарова Дарья
    Заочного отделения
    курс
    Специальность: Психология.
    Проверил: Мягков Иван Федорович
    ВОРОНЕЖ 2004г.
    Содержание работы.
    Введение.
    1.Отличительные признаки характера.
    2.Формирование характера.
    3.Темперамент.
    4.Четыре типа темперамента.
    Заключение.
    Литература.
    Введение.
    История учения о характере показывает значительное разнообразие даже в исходных, позициях при определении этой важ­нейшей стороны личности.
    Термин «характер» введен в обиход науки и жизни древнегреческим ученым и философом, другом Аристотеля Теофрастом (1У—Ш вв. до н. э.) Слово «характер» по-гречески означает «черта»,
    «примета», «признак», «особенность» Сохранился небольшой трактат Теофраста о характерах, в котором описаны под углом зрения сатирика и моралиста 30 характеров. Описание каждого
    характера дано под знаком одной господствующей, рельефно выраженной черты: «притворство», «лесть», «скучный рассказчик» и т.п.
    В общем, или широком, смысле слова под характером человека надо понимать индивидуальные ярко выраженные и качест­венно своеобразные психологические черты человека,
    влияющие
    на его поведение и поступки.
    Из этого определения вытекает, что когда речь идет о характере человека, то имеются в виду все его индивидуально выра­женные и своеобразные психологические черты.
    Характеризовать человека всегда означает дать психологию его как индивидуаль­ности, выделить не сумму ее качеств, а те черты, которые отли­чают данного, человека от других людей и
    вместе с тем структур­но целостны, т. е. представляют собой известное единство.
    При данном
    определении характера в широком смысле слова к характеру можно относить и качества темперамента и способности, если они являются ярко выраженными индивиду­альными чертами и при
    этом воздействующими на поведение человека.
    Темперамент и характер имеют достаточно тесную связь между собой, зависят от психофизиологических особенностей организма и типов нервной высшей деятельности.
    Однако если темперамент изначально закреплен генетически и
    в процессе жизнедеятельности инвалида в основном постоянен, но это нельзя сказать о характере. Он формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека.
    Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно
    плохо поддаются изменению. Исходя из этого усилия человека должны быть направлены прежде всего не на изменения, а на выявления
    и осознание особенностей своего темперамента. Это позволит выявить способы деятельности, которые
    наибольшей степени соответствуют его природным качествам, природному дарованию.
    1.Отличительные признаки характера.
    Разные люди в одних и тех же обстоятельствах
    проявляют
    разные свойства личности. Например, при общении
    с новыми незнакомыми людьми одни робки, застенчивы, сдержанны, молчаливы; другие—самоуверенны, оживленны, разговорчивы.
    Эти различия объясняются, с одной стороны, отношением человека к людям, с другой стороны—индивидуальными особенностями темперамента и психических процессов. Так как эти
    различия определяются отношениями личности, мы вправе обозначить
    их как свойства личности. Но в отношениях личности всегда содержится нечто социально-типичное. Между тем в описанных различиях проявляется индивидуальное своеобразие
    личности. Поэтому такие индивидуальные различия личности, которые про­являются лишь в определенных обстоятельствах, мы обозначаем как свойство характера.
    Из сказанного вытекает и другой при­знак характера. Одни и тот же человек проявляет робость и застенчивость: в труде—добросовестность, тщательность, методичность; в
    обращении со своими вещами—аккуратность, бе­режливость и т. д.
    Так как свойства характера обусловлены социально-типич­ными отношениями личности, то обнаруживаются они не в
    любых ситуациях, а лишь в
    социально-типичных. Например, индивидуальные различия между людьми проявляются и в том,
    как
    они едят, ходят, танцуют и т. д. Но в таких индивидуальных
    различиях характер не проявляется, потому что отношение к еде, ходьбе или танцам не является социально-типичным. Меж­ду тем различия в общении с людьми, в труде, в
    учении, дейст­вительно, обусловлены характером, потому что отношения к тру­ду, людям, учению—социально-типичны.
    Социально-типичными являются только такие ситуации, которые имеют существенное общественное значение. Именно поэтому в таких ситуациях проявляются
    социально-типичные отношения личности.
    Итак, характер—это индивидуальность личности. Свойства
    характера — такие индивидуально-своеобразные свойства личности, которые проявляются лишь в типичных ситуациях в зависимости
    от социально-типичных отношений личности,
    с одной
    стороны, и от свойств индивидуума, с другой. Из этого опреде­ления вытекает, что свойства характера следует отличать от таких индивидуальных психических свойств, которые
    проявля­ются относительно независимо от специфического содержания социально-типичных отношений личности и от
    какой-либо ситу­ации. К последним относятся свойства темперамента и
    индиви­дуальные качественные особенности психических процессов.
    Следует отличить свойства характера и от психических со­стояний. Так же, как и свойства характера, психические состоя­ния проявляются в
    определенной ситуации и притом различным образом у разных людей в зависимости от свойств темперамен­та. Но в отличие от свойств характера, психические состояния не зависят от
    устойчивого и постоянного отношения к ситуации. Это различие лучше всего обнаруживается, если мы сравним тревожность как психическое состояние и тревожность как свойство характера.
    Тревожность проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональном возбуждении, эмоциональных депрессивных реакциях, состоянии напряжения и т. п. Как психи­ческое состояние
    тревожность проявляется в любой трудной и напряженной ситуации.
    В исследованиях нашей лаборатории показатели тревожности коррелируют со слабостью нервных процессов относительно возбуждения и с их инертностью
    (В. В. Белоус, 1967; Л. Д. Василенко, 1967). Следовательно, она присуща людям меланхолического темперамента.
    Вместе с тем, существует такая тревожность, которая про­является не в любой трудной и напряженной ситуации, а в ситуации, создающей угрозу для
    социальной оценки личности и обусловленной отношением к этой ситуации. Так, в исследованиях Н. С. Уткиной установлено, что контрольная работа в шко­ле, по сравнению с тренировочной
    работой, у учеников слабого типа с активными положительными мотивами учения высылает характерные для тревожности проявления нервно-психического напряжения (повышенную отвлекаемость
    внимания). Между тем у учеников слабого типа с малоактивными учебными мотивами вызывает нервно-психического напряжения и, следовательно,
    не является угрожающей. Благодаря такой двоякой обусловленно­сти отношения личности, с одной стороны, и свойствами темпера­мента, с другой, такую тревожность в ситуации
    угрозы для ре­путации или в ситуации общения с л...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены