Экзистенциональная психология

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Контрольная
    Тема: Экзистенциональная психология

    Федеральное агентство по образованию Российской Федерации.
    Южно-Уральский государственный университет.
    Кафедра «Прикладной психологии».
    Контрольная работа
    По курсу «Психология и педагогика»
    Тема: «Экзистенциональная психология»
    Челябинск
    2005
    ЛЮДВИГ БИНСВАНГЕР
    (1881–1966). Швейцарский психиатр и философ. Родился 5 апреля в Кройцлингене. Получил медицинское образование в Лозанне, Гейдельберге, Цюрихе. В 1906 начал работать в клинике
    Бургхельцли под руководством Э.Блейлера и
    К.Г.Юнга
    . В 1907 примкнул к психоаналитическому движению, одним из первых стал применять психоанализ в клинической психиатрии. С 1911 по 1956 руководил клиникой Бельвю в Кройцлингене. В
    1956 был награжден высшей для психиатров наградой – медалью Крепелина. Несмотря на теоретические расхождения с ортодоксальным психоанализом, был близким другом
    З.Фрейда
    и автором известных о нем воспоминаний. Близким другом Бинсвангера был русский философ
    С.Франк
    , оказавший известное влияние на персоналистскую концепцию Бинсвангера в 40-е годы.
    Первая получившая широкую известность книга Бинсвангера «
    Введение в общую психологию» (1922) была попыткой решения основных теоретических проблем психологии в духе феноменологии
    Гуссерля
    . После выхода в свет «
    Бытия и времени»
    Хайдеггера
    Бинсвангер, опираясь на экзистенциальную аналитику последнего, создал собственное философско-антропологическое и психиатрическое учение, названное «экзистенциальным анализом». В
    1930–1940-е Бинсвангер развивает собственную философскую антропологию. В работе «
    Основные формы и познание человеческого существования» Бинсвангер с персоналистских позиций подвергает критике Хайдеггера: помимо мира «заботы», «заброшенности»,
    характеризуемого Бинсвангером как мир взаимного опредмечивания, инструментальной полезности, имеется модус «бытия-друг-с-другом», в котором Я и Ты нераздельны и неслиянны. В этом
    модусе «Мы» или «любви» иначе структурированы пространство и время. В 1950–1960-е Бинсвангер пишет ряд монографий, в которых с позиций феноменологической психиатрии осуществляется
    описание различных психических заболеваний. Умер 5 февраля 1966 в Амриссвиле.
    Экзистенциональная психология представляет собой своеобразный итог развития европейской мысли последних двух столетий, вобравший в себя достижения
    таких направлений, как философский иррационализм (Шопенгауэр, Кьеркегор), \"философия жизни\" (Ницше, Дильтей), интуитивизм (Бергсон), экзистенциализм Хайдеггера, Ясперса, Камю, Сартра
    и философско-психологические воззрения многих других исследователей.
    Одним из основополагающих направлений в экзистенциальной психологии послужил экзистенциальный психоанализ Ж.П. Сартра. Не будучи профессиональным психологом или психиатром,
    французский мыслитель и литератор, Ж.П. Сартр первым вводит термин \"экзистенциальная психология\" и рассматривает в своих работах проблемы свободы ответственности и выбора, проблемы
    поиска смысла существования.
    Основные понятия
    Воля.
    Способность организовать свое
    «я»
    таким образом, чтобы
    имело место движение в определенном направлении или к определенной цели. Воля требует самосознания, подразумевает некоторую воз
    можность
    и\\или выбор, дает желанию направление и ощущение зрелости.
    Интенциональность.
    Структура,
    в которой мы осмысляем
    свой прошлый опыт и соответственно, представляем себе будущее. Вне этой
    структуры невозможен ни сам выбор, ни его дальнейшая реализация. Поступок
    подразумевает итенциональность, также как и интенциональностъ подразумевает
    поступок.
    Невротическая тревога.
    Реакция, непропорциональная угрозе, вызывающая подавление и другие формы внутрипсихических кон
    фликтов и управляемая разнообразными формами бло
    кирования действий и понимания.
    Нормальная тревога.
    Реакция, пропорциональная угрозе, не вызывающая подавления, которой можно конструктивно противостоять на сознательном уровне. Нормальная тревога — условие
    любого творчества..
    Онтологическая вина
    . Выделяется три типа
    онтологической
    вины, соответствующих ипостасям бытия-в-мире.
    Umwelt
    или «окружающей среде», соответствует вина из-за разделения , преобладающая
    в «развитых» обществах, вызванная разделением человека и природы. Вто
    рой тип вины происходит из нашей неспособности правильно
    понимать
    мир
    других людей (
    Mitwelt
    Третий тип основан на отношениях с
    собственным
    «я» (
    Eigenwelt
    и связан с отрицанием нами своих возможностей, а также с
    неудачами на пути их реализации. Ощущение онтологической вины, как и
    невротическая тревога, вызывает непродуктивные или невротические симпто
    мы, такие, как сексуальная импотенция, депрессия, жестокость в обращении с окружающими, неспособность делать выбор и т.д.
    Свобода.
    Состояние личности, готовой к переменам, в ее способности знать о своей предопределенности.
    Свобода — это готовность к переменам, пусть даже конкретный
    характер
    этих перемен и остается непредсказуемым. Свобода предполагает
    умение
    все
    гда держать в голове несколько различных возможностей, даже
    если в данный момент нам не совсем понятно, как именно нам следует
    действовать
    . Это обстоятельство часто ведет к
    увеличению
    трево
    ги, но это нормальная тревога, которую здоровые люди встречают с
    готовностью и которая вполне поддается управлению.
    Основные концепции и принципы теории.
    Экзистенциальная психология имеет два направления: феноменологическое и собственно экзистенциальное. Феноменологическое зародилось в 18 веке. Иоганн Генрих Ламберт определил
    феноменологию как науку о предметах опыта, анализирующую явления и вскрывающую иллюзии чувственного познания. Начиная с работы \"Факты сознания\" И.Г. Фихте феноменология понимается как
    учение о становлении знания. В \"Философии духа\" Гегеля феноменология занимает место между антропологией и психологией.
    А. Пфендер, В. Шапп, К. Ясперс, В. Келер, К. Коффка, М. Вертгеймер использовали феноменологию как метод описания внутреннего мира больного, как метод анализа психологических
    феноменов. Ван Каам в своей книге \"Экзистенциальные основания психологии\" определяет феноменологию как \"метод психологии, который стремится раскрыть и пролить свет на феномены
    поведения, как они явлены в своей воспринимаемой непосредственности\".
    Феноменологию можно рассматривать как метод, служащий всякой науке, т. к. наука начинается с наблюдения того, что есть в непосредственном опыте. Экзистенциальная психология
    использовала феноменологию для освещения феноменов, принадлежащих среде личности. Основополагающим в развитии экзистенционализма становятся философские работы Мартина Хайдеггера и
    Жан-Поля Сартра. Хайдеггер, будучи учеником Гуссерля, создал свою версию феноменологии, в которой применил категорию интенциональности не к сознанию, а к бытию (\"Бытие и время\",
    1927). По Хайдеггеру, бытие интенционально, т. е. не может быть чистого бытия (как у Сократа и Платона). Бытие всегда обращено на какое-то иное бытие. В свете этого главным предметом
    философии Хайдеггера становится человеческое существование - экзистенция. Интенциональность бытия человека выражается ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены